Каркасно - надувная байдарка ( КНБ ) относится к современному ту-
ристскому водному транспортному судну. КНБ управляется с помощью весел,
которыми гребет каждый член экипажа. Она имеет собственную скорость вдоль
продольной оси, поворачивается вокруг вертикальной, может смещатся вдоль
поперечной, а также управляется поворотами вокруг продольной оси ( кре-
ном ).
В основе управления КНБ лежит лишь несколько первоначальных техни-
ческих правил. Слаломная техника предполагает обязательную жесткую посад-
ку гребца в байдарке.
Весло байдарки по длине выбирают в зависимости от роста гребца -
по известному способу выбора длины лыж. Ширина хвата ( расстояние между
кистями, державшими весло ) чуть меньше расстояния между локтями разве-
денных в сторону рук.
Управление судном безотносительно
водного потока.
ГРЕБЛЯ. При спортивном сплаве на гребных
судах она аналогична гребле на гладких
дистанциях и описана в учебнике по
гребному спорту. Но при спортивном
сплаве возникают ситуации, когда
необходим задний ход. Назад гребут в
обратном порядке, по сравнению с греблей
вперед, тыльной стороной весла. Для
поворота вокруг вертикальной оси судна
применяются д у г о - о б р а з н ы е гребки.
В отличие от прямых, используемых для
придания хода лодке и производимых
ближе к борту, дугообразные гребки
делаются по возможно более широкой дуге,
дальше от борта. Носовой гребец гребет
от носа до своего уровня либо ( в
обратную сторону ) от своего уровня до
носа лодки, а кормовой - от кормы до
своего уровня и наоборот. При
дугообразном гребке от носа туловище
наклонено в сторону ло- пасти и как бы
следует за ней, поворачивая весло. Рука,
тянущая весло ( нижняя), выпрямлена и
идет как можно дальше от туловища, а
верхняя сильно согнута, кисть ее всегда
на уровне носа гребца. При дугообразном
гребке от кормы позвоночный столб
гребца наклоняется к борту, но ни в коем
случае не вперед и не назад; обе руки
почти выпрямлены ( чуть согнуты в
локтевых суставах ). В начальный момент
весло горизонтально и лежит на воде,
кисти обеих рук находятся на уровне воды.
Когда же производится гребок, ни одна
рука не должна быть согнута больше
другой. Гребок как бы выполняется телом
гребца, а руки служат передаточным
звеном между основным двигателем -
телом и опорой о воду - веслом.
Дугообразные гребки от кормы
выполняются тыльной стороной весла. П Р
И Т Я Ж Е Н И Я. Предназначены для боковых
смещений судна и поворотов, особенно
при большой разности скоростей судна и
воды. Чтобы свободно пользоваться
многообразными вариантами притяжений,
достаточно научиться двум
элементарным упражнениям.
1.
ПРИТЯЖЕНИЕ ПРОСТЕЙШЕГО ТИПА. Лопасть
весла погружается в воду на уровне
туловища. Нижняя рука вытянута в сторону,
верхняя, сильно согнутая, кистью
касается носа гребца. Из этого исходного
положения и осуществляется притяжение -
подтягивание лопасти к борту. Работает в
основном туловище, руки лишь
способствуют этому: нижняя сгибается (
как бы тянет за ручку дверь, открывая ее
), а верхняя толкает весло прямо от носа
гребца в сторону. В общем, обычный
гребок, только не вперед, а вбок. За счет
такого притяжения судно будет смещаться
вбок.
2. ПРИТЯЖЕНИЕ
"ВОСЬМЕРКАМИ". Весло опускается
вертикально, лопасть образует некоторый
угол атаки в направлении движения судна.
Затем лопасть протягивается вперед, к
носу ( угол атаки при этом выдерживается
неизменным ), разворачивается кистями и
протягивается к корме. В результате такого постоянно повторяемого движения
возникает сила, обуславливающая боковое параллельное смещение судна. При
движении лопасти к носу нижняя рука
должна с самого начала движения
опережать верхнюю. Обе руки на участке
от локтя до весла составляют прямой угол
с веслом. Верхняя кисть все время
находится на уровне носа гребца, в поле
его зрения. Мнение, что эта кисть может
находится над головой, а тем более за
головой гребца, о ш и - б о ч н о.
3. "З
А Ц Е П". Зацеп - боковое притяжение
носа ( кормы ) при дви- жении судна вперед
( назад ). Эта фаза сходна с фазой
движения лопасти вперед в упражнении
"восьмерка", только здесь лопасть
вместе с руками гребца, гребцом и судном
не протягиваются вперед, а неподвижны
относи- тельно друг друга и вода
набегает спереди. В такой ситуации
эффект "заце- па" аналогичен
эффекту первой фазы "восьмерки" -
происходит подтягивание носа ( кормы ( к
лопасти. Если весло в упражнении "восьмерка"
ставить не вертикально, а как можно
ближе к горизонтальному положению (
нижняя рука вытянута, кисть верхней по-прежнему
перед носом гребца ), возникает
подъемная сила, ис- пользуемая в
качестве опоры на весло. Аналогичный
эффект возникает и при дугообразных
гребках кака от носа, так и от кормы, если
лопасти придать соответствующий угол
атаки. К Р Е Н. КНБ можно управлять путем
поворотов вокруг продольной оси судна -
крена. Крен осуществляется бедрами
гребца, при этом нижняя часть его
туловища не должна зависеть от верхней,
которая используется только с целью
выполнения гребков, управляющих
передвижением байдарки. Со стороны это
выглядит так: гребец почти все время
сидит прямо, а лодка кренится то в одну
сторону, то в другую. Многие начинающие
гребцы плохо гнутся в поясничной
области и для выполнения крена
используют все туловище, что повышает
вероятность переворота, мешает
мобильности при изменении крена. В
зависимости от набегающего на судно
потока крен может быть прямым и обратным.
Крен от набегающего потока мы назовем
прямым, а на набегающий поток - обратным.
Так, при движении судна по гладкой воде
носом вперед при повороте влево вода
будет набегать на судно справа; значит,
прямым в этой ситуации будет крен влево,
а обратным - вправо. При поворотах вправо
прямым будет правый крен, а обратным -
левый. Сейчас мы остановимся на обрат-
ном крене. Крен в какую-нибудь сторону
способствует повороту судна в противоположную сторону. Так, если при движении
судна по гладкой воде носом вперед дать
небольшой крен вправо, судно повернет
влево, и наоборот. Следовательно, крен,
обратный повороту, может быть
использован для поворотов суд- на в
движении. Обратный крен должен быть
небольшим ( в отличие от прямого, который
может доходить и до 90 град );
используется он для поворотов на
небольшой угол и почти не
сопровождаются потерей скорости.
Предельный случай задания крена ( или,
наоборот, несовладения с креном ) -
переворот байдарки. Чтобы выйти из этого
положения, делается эскимосский
переворот, представляющий собой
сочетание рывка бедрами и опоры на весло.
Существуют различные способы
эскимосского переворота. Например, способ "винт" выполняется с помощью
дугообразного гребка от носа,
проводимого лопастью, сильно
развернутой к поверхности воды. В
результате появляется опора на весло, от
которой можно оттолкнуться бедрами, что
делается в момент прохода лопастью
уровня гребца. Опора с рывком бедрами
возможна и при дугообразном гребке от
кормы и при боковых притяжениях. В
предельном случае эти комбинации дают
эскимосский переворот. Однако в
походных условиях их разумнее
использовать как средство выправления
судна от большого крена. В случае
полного переворота следует применять
способ "рычаг", как наиболее
простой и надежный. Весло берется за
противоположную лопасть так, как берут
топор, чтобы расколоть полено. При этом
лопасть весла перпендикулярна лезвию
воображаемого топора. Затем гребец, сидя
в лодке, разворачивает туловище и руки
с занесенным для удара веслом-топором
перпендикулярно судну ( нижняя рука
должна быть правой, если поворот
делается влево, и наоборот ). Далее
гребец переворачивается, и выводит весло
на поверхность воды ( что равносильно
замаху топором ) и ударяет веслом о
поверхность воды, одновременно
производя рывок бедрами. За счет этого
гребец должен встать - сделать
эскимосский переворот. Основное здесь -
рывок бедрами. На поверхность воды
должна выходить сначала дека лодки,
потом - поясница гребца, потом - спина и
в последнюю очередь - голова.
Распространенная ошибка нарушение
этого порядка, особенно когда гребец
тянет сначала голову.
Элементарные ситуации на бурной воде.
На бурной воде самым важным является
принцип накренения судна. Бай- дарку
следует кренить от струи, подставляя
потоку днище. Подчас лодка ока- зывается
в месте, где на нее набегают сразу две
или более струй ( или даже невозможно
разобраться в массах воды, стремящихся
перевернуть лодку, - во- ронки, "бочки",
сбои струй и т. п. ). В таких случаях лодку
нужно откренить от более мощной струи.
Так, при попадании в валы, "бочки"
лодку необходимо кренить на вал, "бочку".
Это правило, пожалуй, самое главное
правило для плавания по бурной воде.
Приведем элементарные ситуации на
бурной воде, которые, заметим, ис-
черпывают запас компонентов,
необходимых для решения произвольной
задачи по сплаву в пороге.
1. В ы х о д и з у л о в а и з а х о д
о б р а т н о в у л о в.
Это упражнение на бурной воде подобно
описанному выше повороту в движении с
помощью "зацепа", добавляется лишь
правило крена. Судно разгоняется в улове
и врезается в струю носом вверх против
течения под некоторым углом. В момент,
пока судно не приобрело скорость струи,
делается крен от струи. Для разворота
носа вниз по течению передний ( или
единственный) гребец делает зацеп со стороны струи или отталкивание носа с
стороны верхнего борта, а задний
подкручивает лодку. Обратный заход в
улов ничем не отличается от выхода из
него, просто улов и струя меняются
местами.