Несколько слов о хождении по морю

Вверх
Экономим время в водном походе
Вредные советы
Личная безопасность при сплаве
Основы слаломной техники
О водной технике
Водные препятствия
Поведение на бурной воде
Анализ порога с наплыва
Страховка
Заплыв с веслом
Обвязка на байдарку.
Как улучшить живучесть лодки
Несколько слов о хождении по морю
Пятнадцать лучших морских узлов

полный текст лежит на http://lib.ru/TURIZM/whitesee.txt

Описываемый маршрут сравнительно несложный и безопасный, однако и на нем можно попасть в неприятные ситуации. Тем более важно знать, чего ждать при более длительных переходах, особенно с большим количеством открытого моря. Мы, по своему опыту, рекомендуем обратить внимание на следующее: - запас пресной воды (нам на двоих хватало 15-ти литровой канистры на 2 дня). При малейшей возможности запас воды следует пополнять. Вода находится по карте (ручьи и прибрежные озера), либо по наитию :-) - родники и бочаги, заполненные дождями углубления в скалах. Например, если на берегу стоит изба - наверняка рядом с ней есть источник воды. Надо только поискать. Но в сухой год бочаги могут пересохнуть. Все населеные пункты, настоящие и бывшие, кордоны лесников, биостанции и проч, естественно, стоят у воды. Очень желательно, конечно, останавливаться на ночевку там, где есть вода (а вдруг придется застрять на этом месте на день-другой), но вода и хорошее место для стоянки далеко не всегда совпадают, кроме того - бывают аварийные выброски на берег. - наличие хорошей карты. Продающиеся карты масштаба 1:200000 более-менее годятся и дают достаточно информации для ориентироования, хотя надо быть готовым к тому, что обозначенное озерцо на берегу окажется морским заливом с соленой водой, а от ручья найдется только невнятное о нем воспоминание. Лучше иметь листы топокарты с координатной сеткой на обрезе, а не "Альбом топографических карт "Карелия" или подобный. При наличии минимальных навыков ориентирования - правильно сориентированная топокарта, компас и учтенное магнитное склонение (можно узнать его с помощью Солнца) помогут в случе чего достаточно точно определить свое место. Конечно, для этого надо видеть два, а лучше три заметных и однозначно привязываемых ориетира, обозначенных на карте. Вот тут подробности двухкилометровки все-таки маловато. А от альбома толку тут и вовсе нет - его не сориентируешь, имеющаяся на его картах километровая сетка ничего общего с направлением на Север не имеет. - желательно фартуки, чтобы волна поменьше воды под зад добавляла. Но в принципе можно и без них. Есть такая точка зрения, что байдарку без фартука покидать в случае чего проще. Но тогда и о спасжилетах надо подумать. И еще о том, что вода в Белом море холодная. - проклейка шкуры по стрингерам (существенно при причаливании и отходе от берега, берега каменистые, шкуру прибоем дерет сильно) - ну и чтобы не текла, проверить и проклеить всю шкуру, заштопать деку. Стихия воды нальет, так что позволять ей добавляться еще и самотеком не стоит. Байдарка, набравшая много воды, становится плохо управляемой и теряет остойчивость. На волне это существенно. А догнавшая байдарку сзади или хуже того - пришедшая в борт - волна может налить очень много. Особенно через дырявую деку. - железо надо проверить, крутит и гнет байдарку на волне основательно. Обязательно надо закладываться на необходимость "заштормовать" на берегу на несколько дней. Даже при самом простом и коротком переходе всегда найдутся участки, где может разыграться мощная злая волна. Возможны ситуации, когда по морю идти вроде можно, а вот от берега отойти - увы (на описываемом маршруте таких почти нет, по крайней мере если выбирать место стоянки, но мало ли где придется встать). Для избежания таких ситуаций не стоит останавливаться на прямых открытых участках берега. При остановке может быть легкая зыбь и безветрие, а наутро - очень свежий ветер и мощный прибой. Лучше выбирать бухточки, участки, закрытые островами, на худой конец - мысы (с какой-нибудь стороны да будет от волны прикрыто).
При разыгравшейся волне может быть безопасней болтаться в море, чем выкидываться на берег с мощным прибоем, в таких случаях надо искать на берегу места хоть как-то прикрытые от волны и ветра - мысами, островками, камнями и т.п.
При мощном волнении важно избегать курса "лагом к волне" (т.е. бортом). Волна, приходящая в борт, сильно раскачивает байдарку, легко захлестывает, на крутой волне может утащить "под гребень" и кильнуть. Волну надо принимать с носа или с кормы, прямо или в скулу. Чем круче к волне - тем лучше. Приятно идти по волне, обгоняя ее. Но это возможно только под парусом при хорошем ветре. Если обогнать волну не получается - следует быть готовым к тому, что попутные волны будут заливать корму, а то и нос. В таком случае безопасней курс против волны, если возможно, конечно.
Бояться надо в первую очередь крутой короткой волны. Особенно высокой, но не только. Если сколько-нибудь сильная волна короче байдарки - это самое неприятное. Длинная пологая зыбь, даже если высокая, в общем-то ничего, кроме новых ощущений не добавляет, ну еще укачивает на ней хорошо - стоит учесть тем, кто подвержен. Очень неприятна комбинация из длинной зыби и короткой ветровой волны, приходящих с разных сторон. Направления, с которых в байдарку подхлестывают, могут быть при этом самые неожиданные.

 

 
 
Используются технологии uCoz