Якорное устройство служит для
удержания судна на месте во время
стоянки в удалении от берега, а также у
необорудованного берега (в этом случае
якорь закрепляется на берегу).
На маломерных любительских моторных
судах в основном применяются
четырехлапые сегментные якоря.
Четырехлапые якоря обладают большой
удерживающей силой, равной 8 – 10 весам
якоря. Они относительно легки, быстро и
надежно сцепляются с грунтом, а хранение
их на моторном судне не причиняет
неудобств.
Вес якоря можно определить по
приведенной ниже таблице. В качестве
якорного каната лучше всего подходят
капроновые или нейлоновые троса,
которые обладают рядом существенных
преимуществ по сравнению с другими
материалами. Их прочность в 2,5 – 4 раза
выше пеньковых тросов; они не подвержены
гниению и коррозии; обладают хорошей
эластичностью, гибкостью и большим
удлинением при растяжении.
Длина якорного каната, зависящая от
наиболее вероятных якорных стоянок,
должна быть не менее 3 – 5 глубин, причем
большее значение длины относится к
открытым водоемам и рекам с быстрым
течением. Для небольших речных моторных
судов обычно применяют якорный канат
длиной 7 – 12 метров.
При плавании по внутренним водоемам,
засоренными корягами и затопленными
деревьями, вероятность остаться без
якоря очень велика. Поэтому отдавать
якорь, не привязав к тренду (место
соединения рогов с веретеном) буйреп с
буйком (он называется томбуй), не следует.
Лучше всего иметь буек с буйрепом длиной
10 – 15 метров. В крайнем случае, вместо
буйка любой плавучий предмет:
деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.
Если якорь застрял и вытянуть его за
якорный канат невозможно без риска
обрыва каната, то достаточно потянуть на
буйреп, и якорь освободится. Томбуй
пригодится для подъема якоря и при
обрыве якорного каната.