из FIDO Primus MFS
горелка
Возвращаясь к прерванному
2 недели назад разговору о бензине и газе:
AS> Господа! Ваш спор решает Primus MFS
горелка. Она Multi Fuel, т.е.
AS> работает, как на газу, так и на
бензине. А также на керосине,
AS> "галоше", и даже (как написано в
инструкции) на солярке. ИМХО -
AS> рулез! Приобрел, теперь радуюсь, не
нарадуюсь.
AS> Правда, цена кусачая. Hо у буржуйских
горелок вообще цены
AS> кусачие... P.S. Только отличайте MFS
горелку от LFS (только жидкое
AS> горючее) и еще какая-то (только газ).
AS> 4 марта уходим в Хибины с 2 такими
горелками... (на бензине)
AS> Антон. ПКТ.
AD> А вот, милостивый государь, и
расскажете по возвращению из похода,
как вела
AD> себя горелка, какие впечатления. А
также где брали и почем.
AD> С уважением, Andrei Dirotchka
Итак, вчера из Хибин. Поход 12 дней. 7
человек. Взято 12 литров бензина БР-2 "Галоша".
Осталось 1,5 л. Причина - изменение
маршрута из-за погодных условий, в
результате появились 2
незапланированные ночевки в зоне леса с
костром.
Использовались две MFS горелки, одна с
названием "Everest", название другой не
известно, назовем ее условно "Noname".
Внешнее отличие - только в конструкции
узла насоса, особенно его клапана. В "Noname"
клапан полностью эквивалентен
Шмелевому. На Everest`е - клиновой. На морозе
ниже 20 градусов шланги горелок
перестают гнуться и теряют эластичность.
При -25 у Noname шланг переломился в месте
соединения с горелкой. Сняв оплетку и
обжим оплетки, выяснили, что шланг
просто натянут на штуцер, поэтому ремонт
не представил сложности. Примечание: В
инструкции указано, что шланг с
регулятором подачи топлива является
неразборной единицей, разбирать и
чинить которую запрещается...
В силу обледеневания баллонов
резьбовое соединение шланга с баллоном
теряло герметичность при подсоединении
баллона. Лечилось отогреванием
соединительного узла в руках до
оттаивания льда от резьбы. После этого
проблем не возникало. Примечание: в
инструкции про это - ни слова...
При перекачивании (создании
избыточного давления) в баллоне Noname
начинал сифонить клапан насоса. (Припоминаю
подобное у Шмеля...).
Лечится частичным стравливанием
давления, благо баллон отнесен от
горелки. При стравливании горелку
выключали... У Everest`а этого дефекта не
наблюдалось.
Эффективность. В первые дни, следуя
инструкции (накачать, поджечь, _иногда_
подкачивать) на приготовление еды
уходило 1,5 - 2 часа :(. 4 литровый котел
продолговатой формы на двух горелках,
накрытый крышкой и стекляшкой внутри
палатки. В нем натапливали около 3,5 л.
воды. Это еда... После этого в 5 литровом
котле той же формы топили также около 3,5
л воды. Это - чай. При этом тратится около
1/3 л. бензина на обе горелки. Далее на нас
снизошло озарение, что подкачивать
горелки надо почти постоянно (если,
конечно, баллон заправлен не под завязку,
что _запрещено_ в инструкции...). В таком
режиме на указанную операцию у
дежурного стало уходить от 45 мин до 1
часа.
Запуск горелок достаточно прост. С
этой операцией справлялись и
представительницы прекрасного пола.
Операция разогрева и запуска горелки
занимает 2-3 минуты, производилась в
палатке на снеговой лопате.
Общее впечатление: наряду с
положительными качествами (малый вес,
легкость запуска, малые габариты,
хорошая устойчивость горелки и котла на
ней, легкость регулировки силы пламени)
отмечены и недостатки (малая мощность,
неожиданная хрупкость резинового
шланга Noname на морозе). В
следующий раз я не буду колебаться,
возьму MFS.
Антон. ПКТ.
и еще немного
г оpелка Primus MFS
Хорошая вещь. Стоимость ок. 100$.
Кормится безином "Галоша" или газом.
Теоретически может питаться бензином,
керосином, соляркой. Вес не помню, около
200 гр. горелка, плюс баллон. Вещь весьма
легкая, и дальше снижать вес, похоже,
некуда (если не заменять титановые части
пластмассой, как в camping Gas).
Минусы:
1) Кусачая цена
2) желателен качественный бензин,
который стоит денег. Зато маленький
расход: 60-70 гр на
человека в день. Против 100-150 для Шмеля.
3) В Хибинах при -25 сломался резиновый
шланг горелки. Резина на морозе заметно
дубеет. На моей горелке "Everest" шланг
сохранял гибкость, на второй горелке -
резина стала хрупкой (отламывалась
ногтем). Видимо, все MFS горелки после 99
года снабжаются хладостойкими шлангами.
Ремонт шланга занял ок.2 часов: 1,5 часа
размышлений на тему "что делать", и
30 мин собственно ремонта.
4) После непродолжительного
использования горелки теряются навыки
борьбы со "Шмелями" и некоторая
часть походной романтики: достал - зажег
- вскипятил - поел. Никакой борьбы за
огонь...
Плюсы:
1) Поручить разведение огня можно
девушке ;) При этом не опасаться за ее (и
окружающих) здоровье.
2) Малые размеры и вес. Также уменьшение
веса и объема бензина.
3) Хорошо разжигается и горит на ветру.
4) Хорошо держит котел.
5) Большой котел можно кипятить на двух
горелках.
6) Можно смело укутывать горелку с
котлом стекляшкой, не боясь перегрева.
(Вспомните "Турист" и даже "Шмель")
7) MFS+Gas=газовая плита. У кого нибудь
возникают вопросы, как пользоваться
газовой плитой?
По моему опыту не очень хорошо
работает на газу т.е. шума много , а греет
не очень , соответственно очень большой
расход газа.
Сергей Веденин
Их бывает два вида... МF и LMF. Т.е ликуид (жидкий).
К первому две горелки прилагаются. У
меня ликуид Рекомендую
покупать LMF, а не MF. Газовый ИМХО должен
быть с пьезоподжигом и возможностью
работать "фонарем"...
Из неудобств - мне продали без "упаковки":
в каком-то полителеновом мешочке... Или
это только мне ? Короче бочка от шмеля
мне все еще служит (правда места там
освободилось). Второе "бачек" для
бензина покупается отдельно - это 20 $.
Плюс ремнабор 20 $.
MFS мне продали в коробке. В комплект
входил ремнабор (ключ + сопло +игла для
прочистки сопла) и тканевый упаковочный
мешок (среднее между авизентом и
кордурой). В нем я ее и таскаю. Баллон для
бензина на 1 л (380 руб) продается отдельно.
На 0.6л стоит примерно столько же, но реже
бывает.
Бензин Бр-1. Продается в хозяйственных
магазинах, наряду с ацетонами,
растворителями и т.д. На этикетке обычно
написано "Галоша". Представляет
собой неэтилированный бензин высокой
очистки. Я покупаю в канистрах по 5 л.
Также бывает в канистрах 3л и бутылках 1л
и 0.5л.
На сайте http://www.primus.se/konsument/as_himalaya_e.htm
указан вес 505 гр
и размер O170x88 mm. Но там под номером 3288
приведена картинка с газовым баллоном, а
под 3278 - с насосом устаревшей модели.
И Шмель и MFS+бензин запускаются _принципиально_
одинаково. 10-15 движений насоса, прогрев
горелки, выход на рабочий режим. Но у MFS
вся процедура между "достал" и "зажег"
проходит незамеченной, как то легко и
непринужденно...
Я же и пишу _можно_ (т.е. не обязательно).
Речь о принципиальных отличиях: в MFS
баллон находится в стороне от пламени, а
всамой горелке нет сгораемых деталей,
таких, как резиновые прокладки в "Шмеле"
или "Туристе". Посему сама горелка
жары не боится. Чего, кстати не скажешь
про чисто газовую модификацию: там
пластмассовый узел пьезоподжига.
Как это - две горелки??? Или мне чего-то
недодали?
Для нее - два сопла (малюсенькие
бронзовые деталюшки), причем вторая - для
тяжелых топлив (керосин, солярка).
> >Баллон для бензина на 1 л (380 руб)
> Реально он что-то чуть более 0.8 л ...
Ты лучше в $ переведи цену, а
> то я за вашим курсом устал следить,
да и когда это было ты не указал.
13$.
> Я так и не понял зачем Примусу
выпускать два балона ...
Для удобства пользователей... Если
идешь вдвоем на пару дней - зачем нести
литровый баллон, если достаточно
меньшего?
Антон. ПКТ.
Мы в Гималаях использовали Coleman MFS и Primus LFS, правда, не при -35. Вторая
однозначно лучше по всем статьям - по мощности, надежности, удобству пользования.
Единственная тонкость - гасить надо по правилам, переворачивать баллон и ждать
естественного выгорания толива в подающем тракте. Если просто закрыть вентиль -
через 1-2 раза форсунка забивается сажей. Еще есть Primus MFS - это практически то
же самое, с другой парой форсунок (от газа до керосина, LFS - от бензина до
соляры).
Покупал в 5020 в Тургалантерее.
Керосина местного уходило 125 мл/(чел*день), к концу похода наловчились обходиться
110. Цифра, конечно, сильно зависит от продуктов, высоты, температуры и
ветрозащиты.
> насколько качество топлива критично? Что там сломаться/забиться может еще?
В топливном шланге - тросик для прочистки. На входе фильтр. Для форсунки
предусмотрена спуциальная тулза с иглой, это, пожалуй, единственное недодуманное
место: чтобы ей воспользоваться, надо разбирать горелку, иначе корпус мешает.
Больше засоряться особо нечему. Насос может сломаться, как и любой другой -
остается уповать на качество Примуса и на запчасти. Это гипотетически, а
практически я только колемановскую горелку со сломанным насосом в руках держал.
MFS и любая другая - на соляре точно умрет. Тяжелое, низкокалорийное и сильно
коптящее топливо. Даже про LFS в мануале сказано не очень вразумительно, типа "ну,
попробовать вы можете... немного поработает... наверное... Но лучше керосин. Или
бензин. Или наша родная смесь. Или газ. А соляра - это уже если ничего другого
нет."
> если готовить на 4 - 5 человек - реально это или нет?
Мы на 4 и готовили. Правда, пока ходили вчетвером, все получалось насколько
сумбурно - очень тяжело наладить четкую организацию в такой большой группе -
поэтому точных цифр дать не могу. Но на одну готовку 1 литровой бутыли (заправка
890 мл) хватит с большим запасом. А если готовить одновременно на 2 горелках - то
на 2-3 готовки. С мелкими бутылочками (0,5 л) связываться смысла нет.
Валентин Юрин |