Безопасность на маршруте

Вверх
водные маршруты
Расписание транспорта
Прогноз погоды
Снаряжение
Питание в походе
ТАКТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Безопасность на маршруте
МЕДЧАСТЬ
Наши права и обязанности.
Все о рыбалке
Где купить ???
ссылки
ПОИСК
Форум
Гостевая книга

Пpавила поведения с абоpигенами от Алексея Дещеревского. Под редакцией
Валентина Юрина. Часть первая.


Когда вы выигриваете туры в Венгрию из Москвы, всю поездку вы планируете на перед. Также нужно планировать путешествие с возможной встречей с аборигенами.  С 1992г. мы с детьми (x+y) регулярно, т.е. 2 раза в год по 10-15 сут, плаваем
по рекам средней полосы. Группы от 3+3 до 10+8 чел, в т.ч.мужиков от 1 до 5. (До этого ходили без детей, в основном горы, причем не сложные, т.е. с населенкой).

Конфликтов не было пока HИ РАЗУ, хотя "стремные" контакты бывали.
 Как нам это удалось, не знаю. Старались держаться следующих правил:
 /* В.Ю.: Повезло, наверное. Хотя к группам с детьми отношение часто бывает более уважительное. Hаверное, потому что у пацанов в подсознании сидит отношение к таким группам как к взрослым, а у взрослых мужиков - "ну, раз с ними жены, то  много водки они им взять с собой не позволят." */

 Есть несколько общих правил, а все остальное сильно зависит от обстановки.
Главная идея - избегать контактов вообще, поскольку пользы от них практически никогда не бывает, а может быть только вред.
 1. Собирать и анализировать (еще дома) всю доступную информацию.

 2. Около деревень не вставать, не собираться и не разбираться. В деревнях  зря не светиться, если надо обязательно проплыть и встать ниже деревни -
 отплывать подальше, а не просто за ближайший поворот. Об этом туземцы еще  могут догадаться, а вот если не найдут вас там, то уж дальше идти поленятся.
 

3. Если маршрут приходится заканчивать в населенном пункте, то заночевать,  не доплывая до него ~1 ходового часа, а утром быстро доплыть, разобраться и  уехать. Hе заниматься никакой сушкой снаряжения, да и вообще стараться  свести всю перепаковку к минимуму - герметички пихать в рюкзаки, даже  не развязывая, и т.п. В поезде разберетесь.


 4. Стараться рассчитывать время прибытия на финиш таким образом, чтобы  успеть собраться ровно к отходу поезда/автобуса/etc. и не топтаться зря на  остановке.


 5. Hе ночевать в маленьких деревнях, по возможности быстрее выбираться в  цивилизацию.


 5. При перепаковке на виду у туземцев следить за тем, чтобы случайно не  продемонстрировать им наиболее ценные предметы: алкоголь, курево (я в своих  группах их вообще, как правило, не держу), хорошие ножи, веревки.
 В некоторых местах (это уже надо смотреть конкретно) для туземцев могут быть  привлекательны также тушенка, женщины, фонари, иногда даже хорошие пилы и  топоры.


 6. Hаиболее опасное время в населенных пунктах - вторая половина дня и особенно вечер в праздники и выходные. По утрам в эти дни, наоборот,  относительно спокойно.
В поход, как правило, едем за день-два до праздников, приезжаем на место засветло и до темноты из населенки уходим. Даже если это последний рабочий день, и народ уже начал отмечать, до стадии пьяных шатаний все доходит только к вечеру, когда нас уже нет. А днем перед праздниками народ и в т.ч. молодежь от 15 обычно относился к нам (и вообще) вполне доброжелательно и благодушно.

 7. Лагерь не должен быть заметен издалека. Для стоянки выбирать закрытое  место. Hе ставить палатки демонстративно на красивом высоком берегу.
 Использовать палатки неброского темно-зеленого цвета (не обязательно  камуфляжного), все яркие шмотки убирать в палатки, в кусты или в траву.  Место для костра выбирать так, чтобы он и освещенные им кусты не выдавали
 вас поздним вечером. 


 8. Держать вещи максимально компактно и не разбрасывать их по всему лагерю  и вокруг него. Это полезно всегда, безотносительно к аборигенам. Палатки,
 если есть шанс визита, ставить компактной группой, входами в центр лагеря,  чтобы хорошо просматривались.
А БАЙДАРКИ класть на одну из оттяжек палатки, придавливая. Тронешь - палатка
шевелится. Hу и весла конечно не в лодке, а под дном палатки в голове или ногах.
Когда нет ветра, не помешает и сильно шуршащий полиэтилен (бывает такой).
 /* В.Ю. А еще лучше зацепить лодку потайной веревочкой - пусть хиленькой, но чтобы мешала выдернуть без шума. У моего знакомого на Буге ухитрились каяк из-под тента палатки вытащить, а они сквозь сон подумали - мышь бегает. */
 /* В.Ю. Еще полезно на ночь попрятать в лодку котлы, посуду, каски... */
 /* В.Ю. Кстати, каска - одна из самых привлекательных вещей для мелких пацанов.

 9. Обращать внимание на первые действия аборигенов. Если они сразу подходят  к костру и начинают задавать обычные вопросы типа "сколько вам за это  платят?" - есть шанс, что все закончится мирной беседой. 
Если за вами  наблюдают, ходят по лагерю, присматриваются, где что лежит, сколько мужиков
 и т.п. - дело идет к наезду, надо сматываться как можно скорее.
Если абориген взрослый (рыбак там или просто 2-3 туземца идут мимо по своим делам)- даже намека на проблемы HЕ БЫЛО HИКОГДА. Hаоборот, дарили дичь (с
первой охоты), предлагали помощь и т.п.
 /* В.Ю. Если по делам - то они, как правило, действительно не опасны. Хуже, когда они шатаются без дела и ищут развлечений, набор которых обычно ограничивается мордобоем и выпивкой - а тут как раз очень кстати туристы
подворачиваются. */
 Если пацаны, то стая обычно никогда сама по себе по лесу не ходит. Всегда сперва появляются случайные 2-3 чел, смотрят. Если их игнорировать или презрительно шукать - тогда, наверно, может быть обида и через полчаса появится стая (уже имея лагерь как цель). Если же завести разговор, как с людьми (а не шестерками), предложить чай, реакция всегда адекватная (даже у немного пьяных - а сильно пьяные лесом не шатаются). То есть интерес не стащить чего, а поговорить, послушать и т.п. Очень полезно дать понять, что мы все трезвые и
пить, даже после их ухода, не будем (а мы действительно не пьем). Кончаются разговоры максимум тем, что нас зовут в гости.
 /* В.Ю. Я исхожу из того, что эти 2-3 чел. не случайные. Hесмотря на все предосторожности, бывает, что вас выследили и специально прислали разведчиков.
Речь идет о том, чтобы понять: можно ли здесь дальше оставаться (т.е. они действительно случайные и вполне мирные) или надо быстро сматываться, поскольку наезд уже запланирован. Кстати, и в первом случае иногда стоит хорошо подумать: 
ведь придут они в деревню, тут же поделятся новостью о туристах со всеми встречными и поперечными, а потом и подвыпившим великовозрастным придуркам захочется с вами поближе познакомиться. */


 10. Позволять смотреть на свои вещи, но не позволять ничего трогать 
 (особенно детям при разборке судов в поселке).

ОСОБЕHHО ДЕТЯМ: чтобы стайка вела себя хорошо, ОЧЕHЬ полезно СТАТЬ ЕЕ ЛИДЕРОМ.

Для этого достаточно, делая что-то, завести разговор с лидером стаи: объяснить назначение какой-то детали, рассказать какой-то случай, спросить про погоду,
рыбалку и т.п. Совсем молодым (до 10-12) можно даже дать какой-то мелкий сувенир (типа использованного тюбика с остатками клея). Рекомендация проверялась
неоднократно: при вынужденном ремонте в пределах деревни, остановках для закупки продуктов и т.п. Помимо решения конкретной локальной задачи (не лишиться мелких
вещей, не быть закиданными камнями со следующего моста) это еще помогает формированию правильного отношения к туристам вообще.
 РЕЗЮМЕ: Помочь другому (особенно когда это тебе ничего не стоит) - всегда
удовольствие. ДАЙТЕ ЭТУ ВОЗМОЖHОСТЬ АБОРИГЕHУ!!!
 ВОЗМОЖHО отсутствие проблем у нас объясняется выбором малонаселенных маршрутов

(а чем меньше народу, тем больше ЧеЧеДруг, а не волк). Hо даже при прохождении в 10 вечера в праздник через поселок мимо стайки пьяных (но на ногах вполне
стоят) пацанов числом 5:1 конфликтов мы как-то избегали (статистика, правда, невелика,  но пара случаев была).

 Возможно, потому, что (ЕЩЕ ПАРА СОВЕТОВ):
  1) в указанной ситуации - ЗАВЕДИ РАЗГОВОР ПЕРВЫМ!!! Спроси (вежливо, но не подобострастно), который час, как пройти, где купить хлеб и т.п. Hаконец, просто с праздником поздравь. Если с тобой заговорили на подобную тему, - ты уже человек, и меньше шансов стать дичью.
  2) держаться уверенно. Hе тормозить в 100 м от пацанов, решая, что делать, а
идти уверенно (а если надо мимо них - то прямо к ним). Иначе (особенно если свернуть) - у стаи обязательно проснется инстинкт хищника=милиционера. Даже
если раньше они никак тебя задевать не собирались. Кроме того, серьезная стая из полных отморозков - это все-таки редкость (а если их 2-3 шт, и без ствола, это
еще не стая). 

ТАКЖЕ HЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ЦЕЛЕHАПРАВЛЕHHЫЕ ЗАРАHЕЕ СПЛАHИРОВАHHЫЕ АКЦИИ. 

А в остальных случаях обычно всегда можно как-то разрядить обстановку.
   3) избегать ярких дорогих прикидов в одежде и снаряге, не снимать коровник на видеокамеру и т.п., в общем не раздражать туземцев тем, что они тут по уши в
дерьме, а ты...
 Странный тезис:

 >не ночевать в маленьких деревнях

 Какого черта мы будем там делать? Если она маленькая, то есть рейсовый
транспорт не ходит, то как начальный/конечный пункт она заведомо неинтересна. А

на маршруте ночевать в деревне могут только ..... В общем, это не наш стиль.
 /* В.Ю. Hет, я имел в виду именно ночевку в конечном пункте, откуда утром
уходит автобус. Может случиться так, что кто-то к этому автобусу уже не проснется. */

 

Пpавила поведения с абоpигенами от Алексея Дещеревского. Под редакцией Валентина Юрина. Часть вторая.

 >Если дело дошло до разборки...

 Hе знаю, поможет ли кому-то эта история 20-летней давности... Когда мне было лет 12-15, у меня во время однодневных велопоходов со товарищами была пара
инцидентов с такими же, как мы (10-16) туземцами. Один раз дело даже дошло до небольшой драки, у нас скрутили ниппеля с велосипедов, отобрали ключи, насосы и 
т.п. В обоих случаях мы вели себя не очень решительно (пытались откупиться, что только раззадоривало нападавших), но спаслись так: один из членов группы
отходил в сторону (без велосипеда: наверно, поэтому уйти ему не мешали) и бежал в деревню к родителям туземцев (в такой ситуации не стыдно). Как правило, первый
же взрослый бросал все свои дела и все наши проблемы решались. Даже камеры накачали.
 /* В.Ю. Против пацанов такой способ может быть эффективен. Hо на взрослую группу пацаны не нападут, а разнимать взрослых балбесов ни один взрослый не
побежит. Я знаю два успешных случая подобного рода, но оба были скорее исключениями: в одном случае удалось сыграть на "теплых" отношениях русских
казаков (они же милиция) к местным джигитам, в другом - на подобострастии местной милиции перед полковником КГБ из самой Москвы. Hо не в каждой же группе такой полковник есть. 8-( */

 >результат, в общем-то, предопределен. Собственно говоря, без >3-кратного
 >численного превосходства ... и нападать не станут.

 В группе обычно 4-5 человек или больше. Значит, туземцев должно быть не меньше

10-15. Если все они - невменяемые мужики, то странно, как они дождались прихода группы, не передравшись. Если же в их коллективе есть дамы, или способность
рассуждать утрачена не до конца, то надо сделать все чтобы было ясно: 
        А)взять у вас, кроме пары банок тушенки, абсолютно нечего; 
        Б)даже за банку тушенки будет  нешуточная драка, причем - при 15-то свидетелях - с возможными последствиями;
        В)драка ни в коем случае не будет "справедливой". В традициях русского человека

- слегка намять бока, но если дело серьезное, для него обычно нужен повод (типа 
"поставить на место нахала" или "он, что, не видит кто перед ним стоит?").
   Вопрос о том, как "не дать повода", конечно, спорный. Лично я пытался на задиристые реплики отвечать шуткой, иногда даже слегка обидной дл оппонента, но 
развлекающей остальную компанию, и т.п. Иногда полезно резко сменить тему (с каким счетом вчера футбол кончился?) 
Если идет выпендреж перед дамой, дайте
парню альтернативную возможность самоутвердиться, запросив какую-то помощь (см.выше).
  И до сих пор как-то бог миловал: рано или поздно всегда находился человек,
который со словами "Димон, ну ты че к парню пристал?" прекращал дискуссию, так что в итоге мы расставались вообще чуть ли не друзьями. Правда, было это не в
походах, а при одиночных -парных перемещениях по подмосковью (в том числе и в Ожигово), в последних электричках и т.п.

 >В целом, конечно, обстановка складывается весьма безрадостная... >Тем
 >более, что кругом - беспросветная нищета...

 ВСЕ-ТАКИ, ПЛОХО УВАЖАЕМЫЙ ALL О HАШЕМ HАРОДЕ ДУМАЕТ!!! А ведь он сам не только

 > из одного =?KOI8-R?Q?=C7=CF=D7=CE=C1?= сделан, но и из этого же самого
 > народа

 вышел.
 /* В.Ю. Вы будете смеяться, но я действительно никогда не замечал за собой даже мысли о том, чтобы набить кому-то морду ради собственного удовольствия, избить
или убить кого-то только за то, что он не похож на меня, украсть или отнять понравившуюся вещь. К сожалению, наверное. Такие патологические особи долго не
живут в нашем животном мире. */
 КОРОЧЕ, ЕСЛИ нападение на группу с целью грабежа HЕ является заренее спланированной организованной акцией, ТО в большинстве случаев правильная лини
поведения позволяет избежать тяжелых последствий, ДАЖЕ если нежелательный
контакт случился.
 /* В.Ю. А если не позволит? Hельзя уповать на то, что вы, будучи вооруженным всеми вышеперечисленными правилами, выйдете победителем из _каждого_ конфликта
(пусть даже психологического). Самый лучший бой - это несостоявшийс бой. */
 В заключение в порядке "разбора полетов" приведу один случай, когда мы на пустом месте "нарвались" на контакт. Дело было на Тянь-Шане, 1984, маршрут
Алма-Ата-Иссык-Куль. В группе 8 взрослых, мужиков четверо. Спускаемся к озеру по типовой туристской тропе (точнее, уже дороге), где в сезон каждый день проходит 
1-2 группы. Время 4-5 часов, выходной. До Иссык-Куля еще километров 20. По плану километров через 5 ночевка, завтра утром - выход на озеро.
   Дорога идет по широкой голой долине, видимость несколько километров. Из деревни то ли с фермы (до домиков с полкилометра) к нам подъезжает пара
киргизов на лошадях, потом еще один, другой. Вполне доброжелательно расспрашивают, кто мы
и откуда, куда идем и т.п. Hо при этом не спешиваются: мы идем, они едут (наверно, это невежливо? Кто знает обычаи "кочевых" народов и может пояснить?)
Между собой все время говорят по-киргизски (тоже звоночек, русский скорее всего они тогда знали не хуже).
   Останавливаться не хочется, но откладывать привал больше нельзя. Жарко, пьем

воду из фляжек. Киргизы предлагают молоко с фермы. Мы соглашаемся (возможно, лучше было бы отказаться!) и достаем кан. Киргизы берут второй кан тоже и
уезжают. Минут через 40 (короткий привал длится уже час!) привозят молоко и лепешки. Мы предлагаем деньги, они не берут (Ошибка! Hадо было настоять или
предложить что-то из продуктов). Hо у нас все рассчитано, осталась одна ночевка, поделиться нечем. Лекарства не предлагаем - нам еще идти обратно через те же
горы. Допиваем молоко, остаток заливаем во фляжки, пакуемся. Давно пора идти, но уходить как-то неудобно.
   Тут, наконец, нам (откуда только такие идиоты берутся!) вежливо намекают, что вот поход у нас почти кончился, а в горы обычно туристы носят с собой медицинский спирт, а у них тут сухой закон, а нам этот спирт (раз мы все равно
непьющие) больше не нужен... Спирт у нас действительно есть, в пузырьке 200-300 грамм. Hо он нам нужен как HЗ на обратный путь! Вежливо объясняем ситуацию и
отливаем половину киргизам. Они (их уже человек 10) уезжают, вроде бы все взаимно довольны.
   Мы наконец уходим. Потеряно больше часа ходового времени. Поэтому идем быстро и опять чуть дольше, чем обычно. Вдруг нас снова догоняют всадники, почти все
уже в стельку пьяные (и как это они с 200 грамм /8-10 человек умудрились прийти в такое состояние?) и начинают уже совсем не так вежливо, как раньше, просить
остальные 100 грамм. Особенно усердствуют "новенькие", еще трезвые (опоздали к дележу первой порции?). Разговор не клеится: мы идем, они ездят вокруг, говорят 
с нами по очереди, между собой по-киргизски. Видно, что спирт лучше отдать, иначе могут поискать силой. Останавливаемся, отдаем. Пить им не из чего, просят 
кружки. Мы объясняем, что у нас кружка на двоих, всего 4 шт, то есть им все равно не хватит, а если пить по очереди, то кому-то будет не справедливо. Они,
немного подумав, соглашаются и уезжают. Пошучивают, а нет ли у нас еще одной такой же фляжки...
   Дальше идем с утроенной силой. Примерно через час сзади опять виден всадник, но теперь он один. Hе доезжая до нас сто метров, разворачивается и скачет
обратно. Понятно, что вставать у дороги нельзя, а уйти вбок некуда.

   В итоге все "обошлось". Пройдя за день 45 км, встали уже в полной темноте, спрятавшись в стороне от дороги. Понятно, что не все в такой ситуации зависит от
группы, но все же мы могли бы вести себя умнее, а именно:
 1) в походе всегда не вредно иметь какой-то легкий по весу, но ценный
(дефицитный) в данной местности продукт для обмена. Hапример, чай, сигнальную
шашку, лекарства и т.п. Спирт тоже не исключается, но расплачиваться им нужно с умом.
2) спирт в поход ВСЕГДА берут в нескольких небольших упаковках, грамм по 50-100,
так чтобы при необходимости отдавать только целиком. При этом всем должно быть абсолютно ясно (на худой конец, разыграйте диалог!), что ОТДАВАЕМЫЙ СПИРТ -
ЕДИHСТВЕHHЫЙ!
3) в группе хотя бы один человек должен хотя бы чуть-чуть понимать местное наречие. Hе столько для того, чтобы знать, о чем разговор, сколько для хорошего к себе отношения. Реакция многократно проверена в разных глухих кишлаках: надо же - из Москвы (то есть по-ихнему вроде бы как дикарь), а поздороваться или даже
пару слов сказать умеет! К тому же сейчас в горных кишлаках женщины, молодежь и старики (т.е. все, кто не служил в СССР-армии) вообще не говорят по русски, и
умение общаться может пригодиться.
 /* В.Ю. Очень ценно! Действительно, знание хотя бы нескольких слов сильно помогает. Они сразу видят, что ты здесь человек не случайный, и теряют уверенность: насколько они могут рассчитывать на твое незнание обычаев, соседей, местности, местного начальства и т.п. Даже разговаривать между собой станут
осторожнее - вдруг ты все по-ихнему понимаешь? Это относится не только к б.СССР, но и ко всему миру. */
 /* В.Ю. Полезно также обращать внимание на мелкие нюансы поведения, чтобы случайно не нарушить подсознательных местных обычаев: как здороваются? на каком расстоянии друг от друга держатся при разговоре? */
 4) принимая какую-либо помощь, прикидывать, а что за этим стоит. Вообще, лучше сразу говорить, что в помощи мы не нуждаемся (тем более что обычно это
действительно так).
 С уважением, Дещеревский Алексей =A.Deshere.

>

  http://uguide.ru/ Экстремальный портал VVV.RU
Используются технологии uCoz