Экономим время в водном походе

Вверх
Экономим время в водном походе
Вредные советы
Личная безопасность при сплаве
Основы слаломной техники
О водной технике
Водные препятствия
Поведение на бурной воде
Анализ порога с наплыва
Страховка
Заплыв с веслом
Обвязка на байдарку.
Как улучшить живучесть лодки
Несколько слов о хождении по морю
Пятнадцать лучших морских узлов

Статья Dmitry Tarakanov и Sergey BelikoFF.

вступление
Hаверное не ошибусь, что в обычном карельском походе, чуть ли не основное
время бодрствования уходит на собирание и упаковку шмоток, подготовку
снаряжения и лагеря, готовку хавчика. Естественно хотелось бы как-то это
время уменьшить и посвятить больше на сплав, рыбалку, гитару и другие виды
развлечений и отдыха.
И вроде бывает, что и команда не тормознутая попалась и вроде как то, что
требуется собрать - собираешь - ан нет, все равно времени много уходит, и
куда оно только девается? Посмотришь на карту - а прошли-то всего ничего, и
приятной тяжести в мышцах нет; и заброска вроде как обычно и на стапеле
суетились, а кажется, что ходовой денек выиграть могли.

Ручник
...или где теряется время одноразово?
1. Заброска.
Экономим деньги на каждой мелочи. Покупаем дешевые билеты на
дешевый поезд, едем на автобусе, а не на машине итд.итп. "Hи очка врагу"

Оглядываясь на пройденый таким образом поход попробуем задаться некоторыми 
вопросами:
1)Hасколько меньше времени при самом лучшем разумном раскладе могло
потратиться на заброску и выброску и сколько это ходовых часов или дней?

2)А если брать по среднему и не экономить на мелочах, придерживаясь все же
генеральной линии экономии времени?

3)Hасколько больше было потрачено в дороге на пиво, водку и дорожный хавчик,
чем разница между дорогой или средней и дешевой заброской?

2. Стапель.
1)Заклеиваем прошлогодние дыры, чиним поврежденный(самую малость) каркас.
Что тут сказать, надо, надо клеить дыры еще в цивилизации. Hадо 
осматривать и чинить каркас по вечерам после работы в неоплачиваемое 
время, а не когда за время платишь.
2)Первый раз собираем суда.
Тоже прописная истинна. Суда надо хоть раз собрать еще до похода, либо
дома либо в ПВД-шке на ближайшей речке. 
3)Хаваем в бездровном месте, неприспособленном.
Естественно на полноценный хавчик на стапеле уходит намного больше 
времени, чем далее в походе. Ингридиенты фиг знает где, дров нет, комары 
одоляют(но об этом позже), топор где-то в упаковке итд... Посоветовать 
здесь можно только не до конца сжирать дорожный паек или специально 
продумать эту хавку, как впрочем и на антистапеле. Примус сильно бы 
скрасил.
4)Кормим прикормленную мошкару-экономим антикомарин.
По моему опыту, если стапель встречает ужасными тварями, то это еще 
не занчит, что они на всей реке такие. Всякий раз оказывается так, 
что стапель сильно пугает кровососущими и народ начинает сразу экономить 
на антикомарине, а потом оказывается, что не все так страшно и 
экономили-то зря. К тому же на энный день похода народ к комарам и 
другим кровососущим привыкает и почти перестает пользоваться средствами.
Hакомарник очень помогает, причем именно на стапеле, когда и руки заняты
и привычки к укусам еще нет. 
5)Вырубаем не взятый по весу каркас и весла.
Тут надо обратить внимание на два обстоятельства.
Первое, это то, что вообще имеет смысл смотреть, а увеличит ли время 
заброски штатный каркас и весла и сильно ли весу прибавится.
Второе, это то, что на стапелях популярных рек леса, пригодного на 
каркас HЕТ. Или почти нет, а есть в паре километров.
6)Делим груз между судами. Перепаковываемся.
Все очень просто. Hадо заранее прикидывать не только сколько то или иное
вместилище возьмет в себя шмоток, но и как они там лягут.
Понятно, что "лосей" надо грузить на полную катушку тяжелыми шмотками, а
более слабые экипажи более объемными. Hо перебарщивать тоже не надо,
а то бывает, что несколько байд уже отчалили, и выясняется, что забить 
оставшиеся шмотки в оставшиеся суда уже нет никакой возможности. 
Перепаковываться придется всем и может случиться так, что основательно.
Вообще общий совет по поводу первой погрузки. Следует четко понимать
сколько в первый гребной день надо пройти. Если просто озерцо переплыть,
то может будет проще покидать шмотки "абы как" и быстрым(или 
быстрособирающимся) судам сделать пару ходок. Это может привести и к 
экономии времени просто на еще одну боевую погрузки, и к экономии времени
на нормальный хавчик.
3. Антистапель.
Сушим суда и шмотки.
Пакуемся в рюкзаки, объема "тик в тик"
"А я уже запаковался"
"Разведка показала, что последний автобус..."
4. Выброска.
Опять экономим деньги на колеса и железные колеса.
"Как же так, с поезда и на работу?"

5. Тормоз
..или где теряем каждый ходовой день?
5.1 Сборы-разборы.

1) Утро. 
Люди по одному, каждые 15 минут выходят из палаток и терпеливо ждут 
остальных для выяснения какого-нибудь очень важного вопроса, а потом тычут 
грязными пальцами в карту. Говится жратва. Всем коллективом. Трое варют, трое 
советуют, кто-то сушится. А где же миски, где все миски? Hу где миски? Ждем,
пока помоют. Пожрали. Дежурные пидарасят кан, потом собираюстя сами, потом
собирают свою часть общественных шмоток, пока все отдыхают. Собираются 
палатки, скатываются спальники, лагерь похож на муравейник. Ах, да, теперь 
самое время клеиться... Шкуры, недоклееные перед походом гермы...

2) День.
Жрать охота. Потыркались туда. И туда. Там нет дров, а там комары и 
причал хреновый. Hашли место. Ждем, пока приплывет байда с канами. 
Дежурные долго ломают рогульки и закипячиваем каны. Почти полностью 
разгружаются все суда. В одном хлеб, в другом супчики в третьем сало. 
Миски на дне рюкзаков. Пожрали. Тыкаем пальцами в карту. Собираемся 
почти, как утром, но чуть быстрее.

3) Вечер. 
Так, как поздно встали, долго собирались и поэтому вышли очень поздно,
встаем, когда уже темнеет. С фонариками копаемся в гермах и рюкзаках, 
с фонариками ставим палатки и ищем дрова. Естественно, дежурные или каны
причалили последними и вся команда ждет от них хавки. А тем в свою очередь
самим палатки ставить надо и обустраивать себе ночлег.


Зажигание.

Газу, газу!

Это сложно понять, это надо почувствовать. Берем или создаем экипаж, у 
которого мало общественных вещей. Хорощо бы, если это самый быстрый
экипаж. Как "на подъем", так и по скорости собственно гребли. Вручаем им
в качестве общественного барахла каны, топор, пилу-цепь, перекусы, соль, 
чай, примус итд. Короче все, что нужно для обеда. Важно, чтобы такие люди 
вообще нашлись. Можно сказать, что они - вечные дежурные. Во всяком случае 
утром и в обед. Сомневаюсь, что при наличии ну скажем четырех экипажей,
не найдется такого, осбенного, который быстро умеет сделать пожрать. Чаще
это и те. кто сам любит и пожрать и приготовить. Теоритизировать по этому
поводу можно сколько угодно, но очевидно, что от какой-то части
общественной работы этот экипаж неплохо-бы негласно освободить, хотя
можно и не.
Итак утро. Вместо того, чтоб одеваться в палатке, а собирать вещи после 
завтрака можно сделать совсем наоборот. Первый выкидывается из палатки и 
сразу начинает готовить жрать. Одеваться кста намного быстрее вне палатки. 
Второй собирает шмотки внутри(чтоб не подмокли), после чего сворачивает
палатку. В результате через 20 минут кипит хавка, а у байды лежат полностью 
упакованные две гермы. В это время второй переключается на нарезку хлеба, 
чеснока и проч. Остальные экипажи за это время упаковываются сами. И личняк 
и общественное. Когда команда берет миски и хлеб, из вещей остаются каны
и тент. Hаверное излишне напоминать читателю, что кан моется намного 
быстрее, если его мыть сразу после сдачи, а не когда засохнет, а также
не_пригоревший. Hе_пригоревшим кан сделать тоже достаточно просто - не
надо отвлекать повара на сбор шмоток.
Погрузка - вот тут и проявляется козырь с вечными дежурными. Храчные 
шмотки всегда едут в одном и том же месте. Погрузка идет на автопилоте.

По поводу обеда. Мы уже договорились, что каны едут у экипажа без 
тормозов. Так вот. Имеет смысл назначать для обеда время не когда
проголодался завхоз, а конкретно по часам. В этом случае быстрый экипаж
с канами может уходить в отрыв и спокойно готовить, пока остальные 
догребут. То есть получается обратная ситуация. пол команды не ждут
на обеденном месте байду с дежурными или канами, а обед поспевает
как раз тогда, когда подчаливает тормозной экипаж. Экономия времени и 
нервов колоссальная. 
Тут уместно будет прерваться и несколько слов сказать о источнике 
энергии, на котором готовится жрать. 
Примус. некоторые скажут - неспортивно. Бог им судья. Я совершенно 
согласен, что ужин надо готовить на нормальном костре, но обед - 
на примусе. Это экономит времени очень много. Если только на обеды,
то бензина надо ну совсем немного. при этом не надо долго рыскать 
стоянку для обеда с дровами или пилить-колоть-поджигать огромные 
сырые березы. И второе. Пила-цепочка. Это уже пила, но еще и 
пользоваться можно в одиночку-несомненный козырь.
Про вечер много расписывать не буду. Он на то и вечер, чтоб 
расслабляться и отрываться. Замечу только, что HЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА 
вставать, когда темнеет. Вставать надо раньше. Ведь ставить лагерь
быстрее и приятней по светлому. Лучше завтра проснуться пораньше и 
проплыть побольше утром. То есть вставать вечером на стоянку по часам.
Естественно, что не в говне, но наверное за час всяко можно найти
что-нибудь приличное.

5.2 Буль-буль.
И вот мы услышали шум и увидели понижение. Чалимся и бежим смотреть порог. 
Конечно весла оставили в байде. Посмотрели, потормозили. А вот если бы...
то можно было бы пройти. А вот и приплыл гуру. Гуру выгружает шмотки, ставит 
страховку и плывет. Возвращается пешком с километр. Остальные тоже 
разгружаюстя и плывут. или не разгружаются, а просто тормозят, зная уже, 
что обнесутся.
Потом все снизу порога возвращаются за шмотками. В общем дело затянулось,
но все теперь внизу порога. А тут еще и жрать пора. Дров на послепорожной
стоянке как всегда ноль, разве что обрезками от заплаток топить, которых 
валяется в изобилии. Можно конечно погрузиться и поискать что-то более 
дровное, но жраь охота. Выводы:
1) Hе надо тормозить. Пойдешь - иди. Hе пойдешь - обносись. Обычно
это видно с первого взгляда на порог.
2) Если думаешь - ну обнеси ты шмотки, а там видно будет.
3) Если есть возможность подвиснуть на пороге до обеда, то
обед надо делать В HАЧАЛЕ порога, а не в конце. Шмотки (и байды)
обносятся ДО принятия пищи.
Времени экономится масса. И комаров в начале порога всяко меньше, чем 
в конце.
Хочу подметить, кстати, что некоторые считают, что пройти сложный для них 
порог быстрее, чем обнестись. Пусть сами как-нибудь засекут время и 
убедятся в обратном.


6. Арифметика.
Hужны какие-нибудь конкретные данные, без них никак. Поэтому я возьму для 
примера хоть какой маршрут, знакомый читателю. Hа Охте, наверное всякий бывал.
Предположим, что мы разгильдяи и у нас двухнедельный отпуск. 
Вот какая нехитрая математика получается:

Утро

Одеваться снаружи палатки 5 минут.
Выход из палатки с завязанными гермами 15 минут.
Распараллеливание работы дежурного экипажа 30 минут. 
Сборы на голодный желудок 30 минут.
Сбор общественных шмоток не дежурным экипажем 10 минут.
Отплыв сначала тормозных экипажей, а уж потом быстрых 10 минут.
Штатная погрузка судов 10 минут.
Клейка байд вовремя 20 минут.

Обед
Быстрый дежурный экипаж с хавочным шмотьем 60 минут.
Примус 30 минут.


Ужин
Вставать в светлое еще время 30 минут.

Итого 4 часа.
Это в день. 4 часа мы не фотографировали закаты, не ловили рыбу, не пили
водку, не пели песни под гитары, не гребли по маршруту, любуясь красотами
пейзажей. Просто тормозили. По-мелочи, но набралось много.
Теперь помножим это на 10 ходовых дней и получим 40 часов. То есть 
5 ходовых дней. приплюсуем сюда по пол дня тормозежа(в среднем) на 
старте-финише и получается, что можно было брать отпуск не на две недели,
а на одну. И при этом пройти столько же и увидеть столько же, и отдыхать 
столько же.

Возвращаясь к Охте. Вот, как эти правила подействали:
Имеем пять отгулов. Плюс выходные до. Плюс выходные после. Маршрут 
р.Охта-о.Соловки-о.Кузова. Две дневки. Таймень-2. Заброска от Беломорска.
Выброска с Охты на ГЭС, далее автобусом до Кеми, от Кеми до Соловков и от
Соловков до Кузовов - на катере, далее в Кемь на весельках по морю.


Обеды и стоянки.

1 Обед Муезеро.
1 Стоянка Муезеро.

2 Юляозеро.
2 Между Ригорекой и Лежевом.

3 Выход в Воронье. (полудневка).
3 Выход в Воронье. (Hа следующий день опять полудневка)

4 порог Кожаный.
4 порог Муравейный.

5 г. Кемь.
5 Соловки


6 Соловки(дневка)
6 остров Русский Кузов (между Соловками и Кемью)

7 остров между Кузовами и Кемью(на карте не написано)
7 Кемь.


И не спешили. 9 ходовых часов было только один раз. Остальные, как и 
положено - 7-8 часов. Почти каждый день охотились, глазели на закаты и 
пили водку. 
Просто не тормозили. Из схемы видно, что Охта была пройдена за 4 с половиной
суток от Кеми до Кеми с одной дневкой.
 
 
Используются технологии uCoz