|
начало
После подгонки дикторского
текста к изображению и последней
редакции всех
звучащих в фильме голосов у вас должен
получиться окончательный вариант
монтажа изображения; так называемый <немой
вариант> если фильм целиком
сопровождается дикторским текстом. В
другом случае, если картина или
передача делается с включением интервью,
разговоров героев или закадровых
их голосов, то окончательный вариант
монтажа изображения в кино называется
<вариант на двух пленках>.
Изображение - это одна пленка, а все
словесные
пленки, сведенные (переписанные) на
другую магнитную ленту - вторая пленка.
При работе на видеотехнике также можно
получить окончательный монтаж
изображения и свести на одну дорожку
интервью и закадровые разговоры.
Печему так работать удобней? При
создании немого варианта мы получаем
возможность увидеть фильм как целостное
произведение в его основных
содержательных компонентах:
изображении и тексте. А следовательно,
впервые
представить себе, что же может
получиться в конечном итоге
а просмотр немого варианта с чтением
дикторского текста из зала с бумаги
или фильма на двух пленках как раз и
нужно приглашать своих друзей Это
последняя возможность оценить
достоинства и недостатки картины,
поскольку
еще можно сравнительно безболезненно, с
малыми затратами времени и средств,
внести изменения
Именно в этот момент продюсера особенно
интересуют "итоги", ему хочется
увидеть, в какой фильм он вложил деньги
Из чисто психологических
соображений весьма целесообразно
показать ему свою работу на этом этапе.
(Конечно, он выскажет какие-то пожелания:
убрать два-три кадра или
переписать две фразы. И это нужно
сделать. Поверьте, фильм от такой
мизерной правки не пострадает, но зато
вы точно превратите своего продюсера
из заказчика в соучастника, в соавтора.
Ему будет казаться, что и он руку
приложил. А потому вы наверняка сумеете
избежать неожиданного разгрома при
сдаче законченной работы. Прием старый,
но верный!)
Когда готов немой вариант, можно
приступать к следующему этапу: к
озвучанию. Теперь вам предстоит
включить в работу еще нескольких
человек:
звукорежиссера, шумовика, компилятора
или композитора. Первый шаг озвучания
- запись голоса диктора и его
окончательная "укладка" на
изображение. После
этой операции в монтаж изображения уже
не вносятся изменения.
Чтобы работа была предельно
продуктивной, режиссеру необходимо
твердо
решить, где и какая должна звучать
музыка, какие куски и эпизоды должны
сопровождаться шумами и какими. Обычно
он садится перед экраном и,
просматривая работу с текстом, отмечает
для себя и для своих будущих
помощников, с какого и до какого кадра
или слова, с какой и до какой
секунды таймкода должна звучать музыка,
указывая ее характер. По сути дела.
режиссер в этот момент составляет
предварительную партитуру звукового
решения своего фильма.
При первой же встрече с композитором,
компилятором или шумовиком вам
следует показать им работу, отметить
точки начал и концов звучания, назвать
длительности звучания и характер.
апример, вы просите композитора
написать
для первого куска музыку в стиле
лирического танго длительностью 28 сек,
для второго куска повторить эту музыку,
но длительность увеличить до 2 мин
45 сек., а в третьем куске использовать
народные мелодии частушек и сделать
музыку на 1 мин. 34 сек. Аналогично
оговариваются характер и размер шумов с
шумовиками и заукорежиссером, который
будет следить за подготовкой
звукового оформления и осуществлять
запись музыки. Четкость и точность
поставленных задач подкупает ваших
партнеров и соавторов, и они хотят
быстрее приступить к делу.
А теперь вернемся к работе М. Рабигера и
постараемся вникнуть в его весьма
и весьма полезные советы и рекомендации.
Использование музыки
Используйте музыку разборчиво, потому
что ей можно злоупотребить для
усиления драматического эффекта.
Слишком часто создатели фильмов
прибегают
к музыке как к надежному средству
эмоционального воздействия, которое
должно вытекать из содержания, но
реально не вытекает. Музыка должна не
заменять собой что-то, а служить
дополнением к действию и давать доступ к
невидимой внутренней жизни персонажей,
к их внутреннему состоянию.
Хорошая музыка может вызвать у зрителя
эмоциональное состояние, нужное для
восприятия происходящего на экране.
Хорошим примером служит то, как Эррол
Моррис использовал музыку минималиста
Филипа Гласса в своем великолепном
фильме "Тонкая голубая линия" (1989). В
этом фильме (который Моррис
называет "черным" документальным
кино) уныло-прекрасная изобилующая
повторениями музыка Гласса
подчеркивает кошмарность безвыходного
положения
человека, ожидающего казни за
преступление, которого он не совершал.
Фильм сам подсказывает, нужна ли музыка
и если да, то где именно. Она часто
бывает уместна во время показа поездок и
других кадров монтажного перехода
- например, когда персонаж едет к новому
местожительству. Любые переходные
куски могут выиграть от музыки, особенно
если она создает более приподнятое
настроение, чем то, которое преобладает
в фильме. Музыка может подчеркивать
изменение настроения, например, когда
стремившийся попасть в команду
футболист узнает, что его приняли, или
когда человек, только что ставший
бездомным, в первую ночь укладывается
спать в подъезде. Музыка начинает
шире использоваться по мере того, как
документальные фильмы снова
становятся более субъективными и
лиричными
Другая роль музыки - предвещать событие
и создавать атмосферу напряженного
ожидания; это излюбленное ее применение
в низкопробных кинофильмах, оно
редко бывает оправданно в
документальном кино, в котором редко
позволителен
такой навязчивый закадровый "голос".
Музыка может дать эффект перехода от
реализма к более абстрактному взгляду,
как у Годфри Реджио в его длинной и
высокопарной притче о насилии человека
над природой "Коянискастци" (1983).
Она может привнести ироническую оценку
или навеять мысль о другом мире, как
это делает музыка Ганса Эйслера в
посвященной холокосту незабываемой
документальной ленте Рене "очь и
туман" (1955). Изображение поезда с
депортируемыми или кадры отнятых
предметов человеческого труда не
сопровождается трагической или
выражающей мучительные чувства музыкой,
вместо этого, часто диссонансом, звучит
музыка Эйслера - изящный гротескный
танец или напряженная, не находящая
разрешения перекличка между
деревянными
духовыми,
В лучшем случае музыка не просто
иллюстрирует, а как бы озвучивает точку
зрения какого-то персонажа или
рассказчика. Она может сыграть роль
ремарки
"в сторону", выражающей мнение
рассказчика или альтернативную идею,
дать
понять то, чего нельзя увидеть, или
пояснять то, что видно.
Имейте в виду, что в музыку, как в долги;
легче влезть чем из нее вылезти.
Происходит наркотическое привыкание к
музыке, и когда она вдруг кончается,
ее начинает очень не хватать. Поэтому
настоящая проблема - как
безболезненно завершить звучание
какого-то музыкального фрагмента.
Универсальное средство - замещать его
чем-то. Это могут быть или
доминирующие звуки (например, богатая
палитра звуков вокзала, заслуживающая
самостоятельного воспроизведения), или
диалог в новой сцене, или волнующий
момент действия, переключающий внимание
зрителя на что-то другое.
Используя музыку, не специально
предназначенную для данного фильма,
можно
сделать, чтобы звук плавно стихал в
конце сцены, иди же, еще лучше, чтобы
музыка прозвучала до своего
естественного конца. В этом втором
варианте
надо начинать наложение музыки от конца
сцены, протянуть ее к началу, а при
записи плавно ввести ее в начале сцены
или подогнать длину сцены под
продолжительность музыки, которая в
этом случае прозвучит полностью. Если
музыка слишком длинная, можно удалить
какую-то повторяющуюся музыкальную
фразу. Композиторы любят выжимать
максимум из хорошей музыкальной идеи,
так
что большинство вещей изобилуют
повторяющимися частями.
Если вы ищете что-нибудь подходящее,
например, среди продающихся записей
классической музыки, заручитесь
содействием знающего меломана. Вы не
сможете понять, подходит ли данное
произведение, пока не послушаете его
параллельно с просмотром
соответствующей сцены. Эту проблему
часто можно
разрешить с помощью черновой компоновки
музыкального сопровождения на
кассетном магнитофоне.
Могут возникнуть сложности с авторскими
правами на музыку, то есть может
потребоваться внести лицензионную
плату и получить разрешение на
использование музыки композитора,
исполнителей, издателей и
звукозаписывающей компании. Студенты
часто могут за очень скромную плату
получить письменное разрешение, но
только на использование на фестивалях и
в конкурсах. Если затем вы продаете свой
фильм или право на его показ, вам
может быть предъявлен иск. Альтернатива
использовать музыку, специально
сделанную для фильма, хотя многие
дешевые фильмы оказались
малопривлекательными из-за бряцания
какого-нибудь приятеля на плохом
пианино. Лучше не использовать никакой
музыки, чем использовать плохую,
хорошо инструментованная музыка может
иметь самостоятельную ценность и
произвести огромное впечатление.
Монтаж: последний этап
После того. как вы основательно
поработаете над монтажом, у вас появится
чувство, что весь материал фильма вы уже
знаете наизусть. Монтажер теряет
объективность и способность принимать
решения. Все мыслимые варианты
монтирования представляются ему
абсолютно одинаковыми, и все они кажутся
чересчур длинными. Чаще всего это
ощущение бывает у режиссеров-монтажеров,
которые сами - задумывали фильм и сами
возились с отснятой пленкой.
В таком случае необходимо составить
общую схему фильма и попытаться со
стороны посмотреть на то, в чем же
состоит его идея, а затем показать
рабочую версию фильма коллегам.
Диагноз и составление общей схемы
Для того чтобы лучше что-то понять, очень
полезно бывает попытаться придать
интересующему нас объекту другую форму.
Социологи, например, знают, что
смысл, заложенный в цифрах, становится
очевидным при их графической
передаче в виде схемы или диаграммы.
Мы же имеем дело с чарующей реальностью
кино, когда происходящее на экране
увлекает до такой степени, что нам
бывает трудно оценить фильм в целом.
Общая схема фильма как раз и дает
возможность взглянуть на свою работу со
стороны.
Приведенная ниже монтажная
диагностическая форма позволяет
оценить сильные
и слабые стороны фильма. Для
использования этой формы необходимо:
Просмотреть фильм, делая паузы после
каждого эпизода
В пустые клеточки формы вписать
краткое определение содержания каждого
эпизода. Эпизод может отражать:
фактическую информацию,
характеристику или появление нового
персонажа,
новую ситуацию или новую сюжетную
линию,
аллюзию, которая получит позднее
дальнейшее развитие,
особое настроение или чувство.
Вам следует:
Рядом с каждой клеткой записать
значение, которое данный эпизод имеет
для
фильма в целом.
Добавить расчет времени (только при
необходимости: это полезно в тех
случаях, когда вам нужно что-то
сокращать).
Дать оценку выразительности каждого
эпизода так, чтобы лучшие из них
получили бы пять звездочек (хотя эта
процедура и необязательна, она может
оказаться полезной, если вам придется
отказываться от какого-то материала).
То, что описывает американский режиссер,
по нашим понятиям как раз является
работой над немым вариантом фильма - т.е.
до записи диктора, музыки и
шумов.
Bye Igor
|