|
Пpавила поведения с абоpигенами
от Алексея Дещеревского. Под редакцией
Валентина Юрина. Часть первая.
Когда вы выигриваете туры в Венгрию из Москвы, всю поездку вы планируете на перед. Также нужно планировать путешествие с возможной встречей с аборигенами.
С 1992г. мы с детьми (x+y) регулярно, т.е. 2
раза в год по 10-15 сут, плаваем
по рекам средней полосы. Группы от 3+3 до
10+8 чел, в т.ч.мужиков от 1 до 5.
(До
этого ходили без детей, в основном горы,
причем не сложные, т.е. с населенкой).
Конфликтов не было пока HИ РАЗУ, хотя "стремные"
контакты бывали.
Как нам это удалось, не знаю.
Старались держаться следующих правил:
/* В.Ю.: Повезло, наверное. Хотя к
группам с детьми отношение часто бывает
более уважительное. Hаверное, потому что
у пацанов в подсознании сидит
отношение
к таким группам как к взрослым, а у
взрослых мужиков - "ну, раз с ними жены,
то много водки они им взять с собой не
позволят." */
Есть несколько общих правил, а все
остальное сильно зависит от обстановки.
Главная идея - избегать контактов вообще,
поскольку пользы от них
практически никогда не бывает, а может
быть только вред.
1. Собирать и анализировать (еще дома)
всю доступную информацию.
2. Около деревень не вставать, не
собираться и не разбираться. В деревнях
зря не светиться, если надо
обязательно проплыть и встать ниже
деревни -
отплывать подальше, а не просто за
ближайший поворот. Об этом туземцы еще
могут догадаться, а вот если не
найдут вас там, то уж дальше идти
поленятся.
3. Если маршрут приходится
заканчивать в населенном пункте, то
заночевать,
не доплывая до него ~1 ходового часа, а
утром быстро доплыть, разобраться и
уехать. Hе заниматься никакой сушкой
снаряжения, да и вообще стараться
свести всю перепаковку к минимуму -
герметички пихать в рюкзаки, даже
не развязывая, и т.п. В поезде
разберетесь.
4. Стараться рассчитывать время
прибытия на финиш таким образом, чтобы
успеть собраться ровно к отходу
поезда/автобуса/etc. и не топтаться зря на
остановке.
5. Hе ночевать в маленьких деревнях, по
возможности быстрее выбираться в
цивилизацию.
5. При перепаковке на виду у туземцев
следить за тем, чтобы случайно не
продемонстрировать им наиболее
ценные предметы: алкоголь, курево (я в
своих
группах их вообще, как правило, не
держу), хорошие ножи, веревки.
В некоторых местах (это уже надо
смотреть конкретно) для туземцев могут
быть
привлекательны также тушенка,
женщины, фонари, иногда даже хорошие
пилы и
топоры.
6. Hаиболее опасное время в населенных
пунктах - вторая половина дня и особенно вечер в праздники и
выходные. По утрам в эти дни, наоборот,
относительно спокойно.
В поход, как правило, едем за день-два до
праздников, приезжаем на место засветло
и до темноты из населенки уходим. Даже
если это последний рабочий день,
и народ уже начал отмечать, до стадии
пьяных шатаний все доходит только к
вечеру, когда нас уже нет. А днем перед
праздниками народ и в т.ч. молодежь от
15 обычно относился к нам (и вообще)
вполне доброжелательно и благодушно.
7. Лагерь не должен быть заметен
издалека. Для стоянки выбирать закрытое
место. Hе ставить палатки демонстративно на красивом высоком
берегу.
Использовать палатки неброского
темно-зеленого цвета (не обязательно
камуфляжного), все яркие шмотки
убирать в палатки, в кусты или в траву.
Место для костра выбирать так, чтобы
он и освещенные им кусты не выдавали
вас поздним вечером.
8. Держать вещи максимально компактно
и не разбрасывать их по всему лагерю
и вокруг него. Это полезно всегда,
безотносительно к аборигенам. Палатки,
если есть шанс визита, ставить
компактной группой, входами в центр
лагеря,
чтобы хорошо просматривались.
А БАЙДАРКИ класть на одну из оттяжек
палатки, придавливая. Тронешь - палатка
шевелится. Hу и весла конечно не в лодке,
а под дном палатки в голове или
ногах.
Когда нет ветра, не помешает и сильно
шуршащий полиэтилен (бывает такой).
/* В.Ю. А еще лучше зацепить лодку
потайной веревочкой - пусть хиленькой,
но
чтобы мешала выдернуть без шума. У моего
знакомого на Буге ухитрились каяк
из-под тента палатки вытащить, а они
сквозь сон подумали - мышь бегает. */
/* В.Ю. Еще полезно на ночь попрятать в
лодку котлы, посуду, каски... */
/* В.Ю. Кстати, каска - одна из самых
привлекательных вещей для мелких
пацанов.
9. Обращать внимание на первые
действия аборигенов. Если они сразу
подходят
к костру и начинают задавать обычные
вопросы типа "сколько вам за это
платят?" - есть шанс, что все
закончится мирной беседой.
Если за вами
наблюдают, ходят по лагерю, присматриваются, где что лежит, сколько
мужиков
и т.п. - дело идет к наезду, надо
сматываться как можно скорее.
Если абориген взрослый (рыбак там или
просто 2-3 туземца идут мимо по своим
делам)- даже намека на проблемы HЕ БЫЛО HИКОГДА.
Hаоборот, дарили дичь (с
первой
охоты), предлагали помощь и т.п.
/* В.Ю. Если по делам - то они, как
правило, действительно не опасны. Хуже,
когда они шатаются без дела и ищут
развлечений, набор которых обычно
ограничивается мордобоем и выпивкой - а
тут как раз очень кстати туристы
подворачиваются. */
Если пацаны, то стая обычно никогда
сама по себе по лесу не ходит. Всегда
сперва появляются случайные 2-3 чел,
смотрят. Если их игнорировать или
презрительно шукать - тогда, наверно,
может быть обида и через полчаса
появится
стая (уже имея лагерь как цель). Если же
завести разговор, как с людьми (а не
шестерками), предложить чай, реакция
всегда адекватная (даже у немного пьяных
- а сильно пьяные лесом не шатаются). То
есть интерес не стащить чего, а
поговорить, послушать и т.п. Очень
полезно дать понять, что мы все трезвые и
пить, даже после их ухода, не будем (а мы
действительно не пьем). Кончаются
разговоры максимум тем, что нас зовут в
гости.
/* В.Ю. Я исхожу из того, что эти 2-3 чел.
не случайные. Hесмотря на все
предосторожности, бывает, что вас
выследили и специально прислали
разведчиков.
Речь идет о том, чтобы понять: можно ли
здесь дальше оставаться (т.е. они
действительно случайные и вполне мирные)
или надо быстро сматываться, поскольку
наезд уже запланирован. Кстати, и в
первом случае иногда стоит хорошо
подумать:
ведь придут они в деревню, тут же
поделятся новостью о туристах со всеми
встречными и поперечными, а потом и
подвыпившим великовозрастным придуркам
захочется с вами поближе познакомиться.
*/
10. Позволять смотреть на свои вещи, но
не позволять ничего трогать
(особенно детям при разборке судов в
поселке).
ОСОБЕHHО ДЕТЯМ: чтобы стайка вела себя
хорошо, ОЧЕHЬ полезно СТАТЬ ЕЕ ЛИДЕРОМ.
Для этого достаточно, делая что-то,
завести разговор с лидером стаи:
объяснить
назначение какой-то детали, рассказать
какой-то случай, спросить про погоду,
рыбалку и т.п. Совсем молодым (до 10-12)
можно даже дать какой-то мелкий
сувенир
(типа использованного тюбика с
остатками клея). Рекомендация
проверялась
неоднократно: при вынужденном ремонте в
пределах деревни, остановках для закупки
продуктов и т.п. Помимо решения
конкретной локальной задачи (не лишиться
мелких
вещей, не быть закиданными камнями со
следующего моста) это еще помогает
формированию правильного отношения к
туристам вообще.
РЕЗЮМЕ: Помочь другому (особенно
когда это тебе ничего не стоит) - всегда
удовольствие. ДАЙТЕ ЭТУ ВОЗМОЖHОСТЬ АБОРИГЕHУ!!!
ВОЗМОЖHО отсутствие проблем у нас
объясняется выбором малонаселенных
маршрутов
(а чем меньше народу, тем больше ЧеЧеДруг,
а не волк). Hо даже при прохождении
в
10 вечера в праздник через поселок мимо
стайки пьяных (но на ногах вполне
стоят)
пацанов числом 5:1 конфликтов мы как-то
избегали (статистика, правда, невелика,
но пара случаев была).
Возможно, потому,
что (ЕЩЕ ПАРА СОВЕТОВ):
1) в указанной ситуации - ЗАВЕДИ
РАЗГОВОР ПЕРВЫМ!!! Спроси (вежливо, но не
подобострастно), который час, как пройти,
где купить хлеб и т.п. Hаконец,
просто
с праздником поздравь. Если с тобой
заговорили на подобную тему, - ты уже
человек, и меньше шансов стать дичью.
2) держаться уверенно. Hе тормозить в
100 м от пацанов, решая, что делать, а
идти уверенно (а если надо мимо них - то
прямо к ним). Иначе (особенно если
свернуть) - у стаи обязательно проснется
инстинкт хищника=милиционера. Даже
если
раньше они никак тебя задевать не
собирались. Кроме того, серьезная стая
из
полных отморозков - это все-таки
редкость (а если их 2-3 шт, и без ствола,
это
еще не стая).
ТАКЖЕ HЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ
ЦЕЛЕHАПРАВЛЕHHЫЕ ЗАРАHЕЕ СПЛАHИРОВАHHЫЕ
АКЦИИ.
А в остальных случаях обычно
всегда можно как-то разрядить
обстановку.
3) избегать ярких дорогих
прикидов в одежде и снаряге, не снимать
коровник
на
видеокамеру и т.п., в общем не раздражать
туземцев тем, что они тут по уши в
дерьме, а ты...
Странный тезис:
>не ночевать в маленьких деревнях
Какого черта мы будем там делать?
Если она маленькая, то есть рейсовый
транспорт не ходит, то как начальный/конечный
пункт она заведомо неинтересна. А
на маршруте ночевать в деревне могут
только ..... В общем, это не наш стиль.
/* В.Ю. Hет, я имел в виду именно ночевку
в конечном пункте, откуда утром
уходит автобус. Может случиться так, что
кто-то к этому автобусу уже не
проснется. */
Пpавила поведения с абоpигенами от
Алексея Дещеревского. Под редакцией
Валентина Юрина. Часть вторая.
>Если дело дошло до разборки...
Hе знаю, поможет ли кому-то эта
история 20-летней давности... Когда мне
было
лет 12-15, у меня во время однодневных
велопоходов со товарищами была пара
инцидентов с такими же, как мы (10-16)
туземцами. Один раз дело даже дошло до
небольшой драки, у нас скрутили ниппеля
с велосипедов, отобрали ключи, насосы и
т.п. В обоих случаях мы вели себя не очень
решительно (пытались откупиться, что
только раззадоривало нападавших), но
спаслись так: один из членов группы
отходил
в сторону (без велосипеда: наверно,
поэтому уйти ему не мешали) и бежал в
деревню к родителям туземцев (в такой
ситуации не стыдно). Как правило, первый
же взрослый бросал все свои дела и все
наши проблемы решались. Даже камеры
накачали.
/* В.Ю. Против пацанов такой способ
может быть эффективен. Hо на взрослую
группу пацаны не нападут, а разнимать
взрослых балбесов ни один взрослый не
побежит. Я знаю два успешных случая
подобного рода, но оба были скорее
исключениями: в одном случае удалось
сыграть на "теплых" отношениях
русских
казаков (они же милиция) к местным
джигитам, в другом - на подобострастии
местной милиции перед полковником КГБ
из самой Москвы. Hо не в каждой же группе
такой полковник есть. 8-( */
>результат, в общем-то,
предопределен. Собственно говоря, без
>3-кратного
>численного превосходства ... и
нападать не станут.
В группе обычно 4-5 человек или больше.
Значит, туземцев должно быть не меньше
10-15. Если все они - невменяемые мужики, то
странно, как они дождались прихода
группы, не передравшись. Если же в их
коллективе есть дамы, или способность
рассуждать утрачена не до конца, то надо
сделать все чтобы было ясно:
А)взять у
вас, кроме пары банок тушенки, абсолютно
нечего;
Б)даже за банку тушенки будет
нешуточная драка, причем - при 15-то
свидетелях - с возможными последствиями;
В)драка ни в коем случае не будет "справедливой".
В традициях русского человека
- слегка намять бока, но если дело
серьезное, для него обычно нужен повод (типа
"поставить на место нахала" или "он,
что, не видит кто перед ним стоит?").
Вопрос о том, как "не дать
повода", конечно, спорный. Лично я
пытался на
задиристые реплики отвечать шуткой,
иногда даже слегка обидной дл оппонента,
но
развлекающей остальную компанию, и т.п.
Иногда полезно резко сменить тему (с
каким счетом вчера футбол кончился?)
Если идет выпендреж перед дамой, дайте
парню альтернативную возможность
самоутвердиться, запросив какую-то
помощь
(см.выше).
И до сих пор как-то бог миловал: рано
или поздно всегда находился человек,
который со словами "Димон, ну ты че к
парню пристал?" прекращал дискуссию,
так
что в итоге мы расставались вообще чуть
ли не друзьями. Правда, было это не в
походах, а при одиночных -парных
перемещениях по подмосковью (в том числе
и в
Ожигово), в последних электричках и т.п.
>В целом, конечно, обстановка
складывается весьма безрадостная... >Тем
>более, что кругом - беспросветная
нищета...
ВСЕ-ТАКИ, ПЛОХО УВАЖАЕМЫЙ ALL О HАШЕМ HАРОДЕ
ДУМАЕТ!!! А ведь он сам не только
> из одного =?KOI8-R?Q?=C7=CF=D7=CE=C1?= сделан,
но и из этого же самого
> народа
вышел.
/* В.Ю. Вы будете смеяться, но я
действительно никогда не замечал за
собой
даже
мысли о том, чтобы набить кому-то морду
ради собственного удовольствия, избить
или убить кого-то только за то, что он не
похож на меня, украсть или отнять
понравившуюся вещь. К сожалению,
наверное. Такие патологические особи
долго не
живут в нашем животном мире. */
КОРОЧЕ, ЕСЛИ нападение на группу с
целью грабежа HЕ является заренее
спланированной организованной акцией,
ТО в большинстве случаев правильная
лини
поведения позволяет избежать тяжелых
последствий, ДАЖЕ если нежелательный
контакт случился.
/* В.Ю. А если не позволит? Hельзя
уповать на то, что вы, будучи вооруженным
всеми вышеперечисленными правилами,
выйдете победителем из _каждого_
конфликта
(пусть даже психологического). Самый
лучший бой - это несостоявшийс бой. */
В заключение в порядке "разбора
полетов" приведу один случай, когда мы
на
пустом месте "нарвались" на контакт.
Дело было на Тянь-Шане, 1984, маршрут
Алма-Ата-Иссык-Куль. В группе 8 взрослых,
мужиков четверо. Спускаемся к озеру
по
типовой туристской тропе (точнее, уже
дороге), где в сезон каждый день проходит
1-2 группы. Время 4-5 часов, выходной. До
Иссык-Куля еще километров 20. По
плану
километров через 5 ночевка, завтра утром
- выход на озеро.
Дорога идет по широкой голой
долине, видимость несколько километров.
Из
деревни то ли с фермы (до домиков с
полкилометра) к нам подъезжает пара
киргизов
на лошадях, потом еще один, другой.
Вполне доброжелательно расспрашивают,
кто
мы
и откуда, куда идем и т.п. Hо при этом не
спешиваются: мы идем, они едут
(наверно, это невежливо? Кто знает обычаи
"кочевых" народов и может пояснить?)
Между собой все время говорят по-киргизски
(тоже звоночек, русский скорее всего
они тогда знали не хуже).
Останавливаться не хочется, но
откладывать привал больше нельзя. Жарко,
пьем
воду из фляжек. Киргизы предлагают
молоко с фермы. Мы соглашаемся (возможно,
лучше было бы отказаться!) и достаем кан.
Киргизы берут второй кан тоже и
уезжают. Минут через 40 (короткий привал
длится уже час!) привозят молоко и
лепешки. Мы предлагаем деньги, они не
берут (Ошибка! Hадо было настоять или
предложить что-то из продуктов). Hо у нас
все рассчитано, осталась одна
ночевка,
поделиться нечем. Лекарства не
предлагаем - нам еще идти обратно через
те же
горы. Допиваем молоко, остаток заливаем
во фляжки, пакуемся. Давно пора идти,
но
уходить как-то неудобно.
Тут, наконец, нам (откуда только
такие идиоты берутся!) вежливо намекают,
что
вот поход у нас почти кончился, а в горы
обычно туристы носят с собой
медицинский спирт, а у них тут сухой
закон, а нам этот спирт (раз мы все равно
непьющие) больше не нужен... Спирт у нас
действительно есть, в пузырьке 200-300
грамм. Hо он нам нужен как HЗ на обратный
путь! Вежливо объясняем ситуацию и
отливаем половину киргизам. Они (их уже
человек 10) уезжают, вроде бы все
взаимно довольны.
Мы наконец уходим. Потеряно
больше часа ходового времени. Поэтому
идем
быстро
и опять чуть дольше, чем обычно. Вдруг
нас снова догоняют всадники, почти все
уже в стельку пьяные (и как это они с 200
грамм /8-10 человек умудрились прийти
в такое состояние?) и начинают уже совсем
не так вежливо, как раньше, просить
остальные 100 грамм. Особенно усердствуют
"новенькие", еще трезвые (опоздали к
дележу первой порции?). Разговор не
клеится: мы идем, они ездят вокруг,
говорят
с нами по очереди, между собой по-киргизски.
Видно, что спирт лучше отдать,
иначе могут поискать силой.
Останавливаемся, отдаем. Пить им не из
чего, просят
кружки. Мы объясняем, что у нас кружка на
двоих, всего 4 шт, то есть им все
равно не хватит, а если пить по очереди,
то кому-то будет не справедливо. Они,
немного подумав, соглашаются и уезжают.
Пошучивают, а нет ли у нас еще одной
такой же фляжки...
Дальше идем с утроенной силой.
Примерно через час сзади опять виден
всадник,
но теперь он один. Hе доезжая до нас сто
метров, разворачивается и скачет
обратно. Понятно, что вставать у дороги
нельзя, а уйти вбок некуда.
В итоге все "обошлось".
Пройдя за день 45 км, встали уже в полной
темноте,
спрятавшись в стороне от дороги. Понятно,
что не все в такой ситуации зависит
от
группы, но все же мы могли бы вести себя
умнее, а именно:
1) в походе всегда не вредно иметь
какой-то легкий по весу, но ценный
(дефицитный) в данной местности продукт
для обмена. Hапример, чай, сигнальную
шашку, лекарства и т.п. Спирт тоже не
исключается, но расплачиваться им нужно
с
умом.
2) спирт в поход ВСЕГДА берут в
нескольких небольших упаковках, грамм
по
50-100,
так чтобы при необходимости отдавать
только целиком. При этом всем должно
быть
абсолютно ясно (на худой конец,
разыграйте диалог!), что ОТДАВАЕМЫЙ
СПИРТ -
ЕДИHСТВЕHHЫЙ!
3) в группе хотя бы один человек должен
хотя бы чуть-чуть понимать местное
наречие. Hе столько для того, чтобы знать,
о чем разговор, сколько для хорошего
к
себе отношения. Реакция многократно
проверена в разных глухих кишлаках: надо
же
- из Москвы (то есть по-ихнему вроде бы
как дикарь), а поздороваться или даже
пару слов сказать умеет! К тому же сейчас
в горных кишлаках женщины, молодежь и
старики (т.е. все, кто не служил в СССР-армии)
вообще не говорят по русски, и
умение общаться может пригодиться.
/* В.Ю. Очень ценно! Действительно,
знание хотя бы нескольких слов сильно
помогает. Они сразу видят, что ты здесь
человек не случайный, и теряют
уверенность: насколько они могут
рассчитывать на твое незнание обычаев,
соседей,
местности, местного начальства и т.п.
Даже разговаривать между собой станут
осторожнее - вдруг ты все по-ихнему
понимаешь? Это относится не только к
б.СССР,
но и ко всему миру. */
/* В.Ю. Полезно также обращать
внимание на мелкие нюансы поведения,
чтобы
случайно не нарушить подсознательных
местных обычаев: как здороваются? на
каком
расстоянии друг от друга держатся при
разговоре? */
4) принимая какую-либо помощь,
прикидывать, а что за этим стоит. Вообще,
лучше
сразу говорить, что в помощи мы не
нуждаемся (тем более что обычно это
действительно так).
С уважением, Дещеревский Алексей =A.Deshere.
>
|