Holux GR-230 и HAiCOM HI-303MMF. Первый приемник особенно
интересен, так как имеет пока еще экзотический интерфейс bluetooth в
дополнение к уже стандартным USB/RS-232. Второй же является достаточно
известным приемником с интерфейсами CompactFlash/USB/RS-232.
Коробки, коробки — Holux GR-230
В комплект поставки Holux GR-230, кроме собственно устройства, входит
кабель для USB-порта с mini-USB Type B входом, диск с тестовым ПО для КПК,
зарядные устройства для бытовой сети (100-240В) и бортовой автомобильной
сети, краткая инструкция пользователя (увы, русского языка нет). Приемник
имеет два встроенных
Li-Ion (будьте аккуратны с русскими морозами!) аккумулятора,
автоматически подзаряжаемых от USB, когда прибор подключается к компьютеру
или зарядному устройству. Первый аккумулятор (780 мАч) используется для
общего питания приемника, второй только для системных часов и памяти.
Руководство пользователя обещает не менее 9 часов работы в постоянном режиме
и не менее 16 часов в режиме энергосбережения. На деле, устройство
проработало лишь 8 часов в режиме 3D-навигации с передачей данных по
bluetooth.
Оригинально исполнение внешнего зарядного устройства: выход представляет
собой USB-разъем без шин данных (только питание), и если вы хотите его
использовать, все равно придется брать с собой кабель для USB. Время зарядки
аккумулятора после полного разряда — менее двух часов. В перерывах между
сессиями навигации устройство лучше выключать для экономии заряда
аккумулятора. Делается это с помощью единственного переключателя на корпусе
устройства. Вообще, следует отметить добротность исполнения: никаких
выступающих (читать: легко отламывающихся) частей, разъемы прикрыты
резиновыми крышечками. Правда, есть подозрение, что они легко отрываются. На
корпусе устройства нет ни единого болтика, соответственно, нет и возможности
посмотреть, что же там внутри, или заменить «умерший» аккумулятор.
Компания Holux предлагает различные содинительные кабели для подключения
приемника к различным устройствам. Например, кабель GR230-A1 предназначен
для соединения с RS-232 портом, GR230-A2 — для USB-порта, GR230-A3 — для
соединения с КПК типа iPaq серии 38xx. Также предлагается внешняя антенна
GR230-B1.
Кабель из комплекта поставки, увы, не предназначен для связи с
компьютером. Единственное его предназначение — зарядка аккумуляторов
приемника.
Снова коробки — HAiCOM HI-303MMF
В коробку с HAiCOM
HI-303MMF упакованы удобный чехол для переноски устройства, 80mm CD с
драйверами, руководством и программами для тестирования и кабель с разъемами
mini-1394 и PS/II. На торце приемника обнаружился соответствующий вход.
Через кабели-переходники (в руководстве указано, что они не входят в
комплект поставки) устройство можно подключить к USB, COM-порту или к КПК (PDA
plug/car charger). Такой богатый набор интерфейсов, несомненно, серьезный
плюс устройства. К моему удивлению, вопреки руководству, в коробке нашелся
кабель для подключения GPS к порту RS-232, которым я тут же и
воспользовался. Подключение в высшей степени оригинально, и осуществляется к
двум портам сразу: от PS/2 приемник питается электроэнергией, а COM-порт
используется для приемопередачи команд и данных. Неприятный факт: если
пользоваться PS/2 разъемом для подключения приемника, подключить
клавиатуру/мышь к этому порту не удастся.
Кроме перечисленного, в коробке обнаружилась совершенно поразительное
устройство. Называемое ненаучным словом «присоска». Для чего, пожалуй,
затрудняюсь ответить, но можно предположить, что с ее помощью предполагается
крепить приемник к стеклу автомобиля или куда-то еще. Плюс, опять же,
инструкция. Снова без русского языка.
Как ни странно, внутри приемника также установлен Li-Ion аккумулятор.
Единственным его предназначением является удержание альманаха в памяти на то
время, когда приемник отключен от источника питания. Руководство
пользователя призывает подзарядить аккумулятор сразу же после покупки,
подключив устройство к источнику питания не менее чем на 6 часов. При
заряженном аккумуляторе будет доступен «теплый» и «горячий старт».
Компания HAiCOM также выпускает оригинальный переходник
HI-401BT Bluetooth Slipper
(получивший народное прозвище «штаны»), с помощью которого можно добавить к
HI-303MMF поддержку bluetooth.
Использовать переходник очень просто: вставляем приемник в разъем CF на
HI-401BT, и получаем полнофункциональный прибор, общающийся через bluetooth
(остальные интерфейсы, разумеется, в это время будут отключены). Впрочем,
настолько интеллектуальный переходник и «примочки» к нему — тема для
отдельной статьи.
Соединяем!
Сложностей с подключением устройств не возникло. Тестовые подключения к
компьютеру и КПК HP iPaq 2210 прошли без проблем. Протокол NMEA предполагает
использование последовательного интерфейса, в системе приемники видятся как
подключенные к COM-портам. Для подключения GR-230 через bluetooth созданием
виртуального COM-порта занимается ПО самого bluetooth dongle (при
тестировании использовался MSI bluetooth adapter). При подключении по USB,
требуется поставить специальный драйвер с прилагающегося диска, после чего в
системе возникает еще один COM-порт. Проверить соединение можно с помощью
стандартной программы из поставки Windows — HyperTerminal. Достаточно просто
подключиться к виртуальному COM-порту и посмотреть, передаются ли в порт
текстовые строки вида +GP...
Holux GR-230 при включении начинает быстро-быстро подмигивать синим
светодиодом. После «спаривания» с каким-либо устройством светодиод начинает
мигать с периодичностью раз в три секунды, показывая, что прибор готов к
соединению. После установления связи через bluetooth, синий светодиод
начинает мигать раз в секунду. Соединение осуществляется достаточно быстро,
если устройства предварительно были в паре (paired). Кстати, интересная
особенность GR-230 — нестандартный PIN-код по умолчанию (6268), так что, без
инструкции пользователь может очень долго пытаться угадать код.
Одновременная работа с двумя интерфейсами, разумеется, не предусмотрена.
Неприятный глюк при работе с этим приемником обнаружился у HP iPaq 2210:
реализация стека bluetooth в устройстве мешала повторной установке
соединения с Holux GR-230 до выключения и включения приемника. Для решения
проблемы инженеры HP рекомендуют обновить версию bluetooth до 1.4.1.58.
Действительно, после установки апдейта ошибка пропадает.
HAiCOM HI-303MMF имеет единственный красный светодиод на корпусе, который
горит во время поиска спутников и мигает в режиме трехмерной навигации
(независимо от интерфейса). Одновременно передавать данные на два интерфейса
устройство также не умеет.
Для проверки работоспособности приемника можно воспользоваться
прилагаемыми программами, GPS Info и GPS Testing Tool. Производители
позаботились о пользователях устройства, и приложили на диске версии
программ даже для достаточно редких в настоящее время КПК на базе
процессоров MIPS и SH3. Palm, увы, был обойден стороной.
Судя по техническим характеристикам, «холодный старт» оба устройства
производят за 48 секунд, «теплый» — за 38, «горячий старт» занимает всего 8
секунд. Такое единодушие в параметрах наводит на мысль об одинаковых
чипсетах устройств.
На деле, вероятно, из-за недостаточной чувствительности встроенных
антенн, оба устройства выполняли «холодный старт» за время порядка 4-6 минут
на открытом пространстве. В зимнем лесу захват 4-х и более спутников может
затянуться на 8-15 минут, а летом, вероятно, вообще придется поискать
открытую полянку.
Пятнистые заметки
GPS попал мне в руки достаточно неожиданно, к тому же, зимой. Найти
применение сему полезнейшему устройству летом очень просто. Лето, походы,
палатки, горы — вот простор для применения! Зимой же даже на велосипед не
хочется громоздиться.
Потому, для начала приемник проверялся в зданиях. Без внешней антенны,
увы, результат разочаровывающий. Даже если положить приемник на подоконник,
чувствительности встроенной антенны недостаточно для захвата сигнала. Еще
одна интересная особенность связана непосредственно с самой системой GPS:
спутники системы (26 штук, из которых работают 21, 5 — в запасе) не
находятся на геостационарных орбитах, вместо этого они дважды в день
проходят над наземными станциями слежения, которые с высокой точностью
вычисляют местоположение спутника и передают его на спутник для коррекции
кода, который передается на землю с этого спутника. К примеру, вот параметры
орбиты одного из спутников (USA-150, «GPS 2R-4»): наклон орбиты, град.
54.88, период обращения, минут: 712, высота в перигее: 19885 км, высота в
апогее: 20208 км. Это значит, что существуют «белые пятна» в системе, но, к
счастью, они будут расположены только на Северном и Южном полюсах. Надеюсь,
никто из вас не собирается посетить Антарктику в ближайшее время? Впрочем, о
туристических маршрутах по Северной Европе стоит думать осторожнее: во
многих местах сигнал спутников недоступен. Ждем
Galileo!
В связи с таким положением спутников проявляется и еще одна особенность:
если стоять у северного окна, приемник увидит один-два спутника. Если же
выдвинуть антенну в южное окно, прибор с лёгкостью захватывает пять-шесть
спутников, что более чем достаточно для навигации. Вообще, для точного
определения четырёхмерных координат (широта, долгота, высота, время)
требуется минимум 4 спутника.
Итак, включаем приемники, кладем за окно, ждем. Через 3-5 минут приемники
(практически одновременно) переходят в режим навигации. Такой способ работы
называется «холодным стартом». Если теперь отключить приемник, а затем снова
его включить в течение нескольких минут, произойдет «теплый старт», или даже
«горячий». Видимо, прибор сохраняет альманах во внутренней памяти.
Специально для этого в устройство от HAiCOM встроен аккумулятор. Разумеется,
если он полностью разряжен, происходит холодный старт.
Мы поедем, мы помчимся
Одной из заслуженно известных электронных карт является
ПалмГИСGPS.
Эта программа умеет работать с GPS, определять координаты, показывать
местоположение на карте, и выполнять массу других полезных функций. Итак,
берем GPS и едем по Москве...
Попутно узнаем, что спидометр машины был откалиброван для 13" колёс, хотя
на заводе были установлены 14". «Жигули», легко догадаться, — скорость по
спидометру 100 км/ч, GPS дает всего 90. Точность определения координат и
качество исполнения карты Москвы просто поражает! Так, МКАД выполнен в виде
широкой дороги, причем видно, как стрелка перемещается именно по дороге.
Даже видно, как машина перестраивается влево-вправо. Отлично видны и дороги
непосредственно в городе. Много хуже дела обстоят с картой подмосковья, если
бы не функция коррекция положения, толку от приемника было бы совсем
немного. Корректировать положение приходится через каждые 25-30 километров.
Корпус легкового автомобиля совершенно не мешает работе встроенной
антенны. Неплохо работает приемник и в салоне рейсовых автобусов. Увы,
чувствительности встроенной антенны не хватает для качественного приема в
вагонах электричек.
С небес на землю
Не хватает чувствительности и в салоне вертолёта Ми-8, а внешняя антенна
будет мешать в таких случаях.
...отделение от летательного аппарата, мгновенное чувство страха уступает
место сосредоточенной работе. Тут уж не до GPS, о существовании приемника
вспоминаю только после приземления. Вытаскиваю КПК, произношу пару тихих
незлобных слов, — устройство выключено. Судя по всему, КПК просто отключился
из-за длительного простоя. Хорошо, убираю все галочки, которые могут
выключить КПК.
...снова лезем вверх. Стоило только войти в вертолет, как координаты
перестали определяться. Но есть надежда, что до окончания набора высоты
пройдет немного времени, и GPS достаточно будет «теплого старта» (с
переходом в режим навигации за считанные секунды). Подготовка, отделение. На
КПК запущена программа PocketGPS
компании MacCentre), способная выводить огромное количество данных с GPS, —
пожалуй, все, что можно пожелать, — компас, координаты, высоту, время,
скорость движения, количество видимых спутников, максимальные значения
скоростей, пройденное расстояние, скорость набора высоты или снижения и еще
много чего интересного, вплоть до растровой карты.
Интерфейс программы прост и удобен: на мультифункциональном дисплее
выводятся выбранные индикаторы. Чтобы сменить отображаемый параметр, следует
нажать и удерживать стилусом один из индикаторов. В настройках можно задать
список точек навигации (waypoints), по приближении к которым КПК проиграет
определённый звуковой файл. Легко настроить и регулярное сохранение
принимаемых с GPS параметров в log-файл, но тут следует быть аккуратным, так
как файл ведётся в текстовом виде и за полчаса его размер может вырасти до
неприличных размеров.
Итак, PocketGPS настроен на запись в log-файл скоростей, высот и
координат. Готовность... отделение! Работа в свободном падении, опять
никаких мыслей о GPS. Раскрытие... так. А где, собственно, аэродром? Вокруг
незнакомая местность, какие-то дороги, заснеженные столбы, домики. Что ж,
такое бывает довольно часто: ошибка выброски. Приземляюсь, вытаскиваю КПК.
PocketGPS бодро рапортует о 6 видимых спутниках и режиме 3D-навигации.
Мысленно хвалю себя за вовремя введённые координаты аэродрома, к которому и
направляюсь. Кто сказал, что GPS не поможет в экстремальных условиях?
Одно обидно: уже потом, просматривая log-файл, я обнаружил, что приемник
захватил сигнал лишь непосредственно перед приземлением, и самая интересная
статистика (полет под куполом) осталась за бортом.
Назад, к картам
Заряда КПК, увы, хватило меньше чем на 4 часа работы. При этом, сложно
сказать, что сильнее расходовало аккумулятор: соединение с Holux GR-230 по
bluetooth или обслуживание CompactFlash-приемника от HAiCOM. Рассовать по
карманам два отдельных устройства, не требующих проводного соединения,
существенно проще, чем найти достаточно большой карман для КПК с приемником
GPS в формате CompactFlash. Поэтому, если вы собираетесь использовать
приемник с КПК, устройство от Holux выиграет в удобстве ношения. Тогда как в
автомобиле, напротив, удобнее использовать CompactFlash-приемник, подключить
КПК к бортовой электросети и забыть о проблеме электропитания (по крайней
мере на то время, пока работает двигатель).
Возвращаюсь в Москву. Чем ближе к столице, тем точнее PalmGISGPS
показывает местоположение на карте. С помощью системы меню можно задать
места с затрудненным проездом (пробки, пробки, — куда без них нынче), а
затем запросить программу рассчитать оптимальный маршрут движения. При
наличии модуля GPS, программа даже способна предупреждать водителя о
приближающемся повороте за 2000, 1000, 500, 200, 100 и 50 метров. По началу
фраза «направо, пятьдесят» слегка конфузит, — в понимании программы это
означает «через 50 метров следует повернуть направо».
Заряжаю КПК, приемники снова на подоконнике, пробую
VitoNavigator. Небо все в плотных
облаках, качеством прием не блещет. Каким-то чудом Holux GR-230 ловит-таки
несколько спутников. Программа показывает компас, растровую карту,
отображает координаты, время и точность определения координат, направление
на следующую контрольную точку (waypoint), карту неба со спутниками на ней.
Чуть погодя, наблюдаю интересную картину: GPS, лежащий на подоконнике, по
карте перемещается. Причем с солидной скоростью, до 5 км/ч! За полчаса
устройство проделало путь в 2 км. В местах с уверенным приемом от 6 и более
спутников такого спецэффекта не наблюдается. Через час работы VitoNavigator
тихо умер, GPS перешел в режим ожидания соединения, а КПК пришлось
перезагрузить (soft reset). Позднее, я научился с легкостью воспроизводить
такое поведение: достаточно включить синхронизацию с ПК через bluetooth и
поработать с GPS-приемником. Видать, апдейт стека bluetooth не решает всех
проблем с этим интерфейсом.
На вкус и цвет
Хорошо, когда есть выбор. В случае программ для работы с GPS, выбор не
только есть, но еще и достаточно широк. Если вы — автомобилист,
предпочитающий дороги Европы, то программа
TomTom поможет ориентироваться на улицах незнакомых городов. Увы, в
России с картами для TomTom довольно сложно.
PocketGPS Pro Moscow предоставит
отличную карту, возможность прокладки автомобильных маршрутов с учётом
пробок и разрешённых направлений движения, поворотов, скоростного режима и
прочими характеристиками — но, увы, только для Москвы.
Существует возможность скачивать информацию о состоянии дорог столицы (www.77.ru,
по отзывам пользователей, на деле актуальностью информация не блещет, толку
с нее нет совершенно). Разработчик PocketGPS Pro, компания MacCentre,
обещает в новых версиях программы ввести набор дополнительных функций,
облегчающих прокладку маршрутов и улучшающих их качество. Построена
программа на базе
LaserMap Advanced Kernel.
Можно воспользоваться и непосредственно программой
LaserMap, с
очень быстрой векторной картой и всеми сервисами прокладки маршрутов.
Ozi CE Explorer работает только
с растровыми картами. Такие карты не позволяют прокладывать маршруты, зато
найти (или собственноручно отсканировать с бумажного оригинала)
топографическую карту любого требуемого района не составит труда.
Осуществить привязку сканированной карты к координатам, выдаваемым
GPS-приемником, еще проще.
Поиграем?
Чем взрослее становятся дети, тем дороже у них игрушки. Серьезные дети
«далеко за 30» тоже любят разыскивать клады. Только вот фраза «Где карта,
Билли?» теперь неактуальна. Мало того, что координаты клада указываются с
точностью до нескольких метров, так еще и зачастую «тайники» имеют
характерные приметы. Казалось бы, в чем тогда интерес, если найти тайник так
просто? На самом деле, приемник GPS выдает координаты неточно, и для того,
чтобы найти тщательно замаскированную коробочку с забавными мелочами,
придется сильно попотеть. Особенность российских правил
геокэшинга (geocaching) —
рекомендация расположения тайников в местах, представляющих природный,
исторический или культурный интерес. Например, усадьба
Петровское-Алабино
(роскошное в прошлом поместье, сейчас давно и надёжно заброшенное), или
развалины церкви деревни
Архангельское (сама деревня давно покинута, от нее остались лишь
кладбище да упомянутые развалины церкви). Азарт кладоискателей будет жить в
человеке вечно!
Выводы
Пожалуй, самым удачным предназначением устройств станет использование их
в автомобиле, как систему навигации, благо, существует ПО, способное
работать в роли штурмана, который не заснет и не ошибется в важный момент. В
автомобиле не возникнет трудностей с электропитанием, особенно при
использовании HAiCOM HI-303MMF (достаточно подключить КПК через адаптер к
бортовой сети).
В целом, оба устройства заслуживают внимания. Мне больше понравился
HAiCOM HI-303Cf, при меньшей цене устройство выполняет все те же функции,
что и более дорогой собрат. Если же понадобится доступ через bluetooth,
всегда можно докупить адаптер. Преимуществом Holux GR-230 является бОльшая
защищенность от внешних воздействий, — в пеших походах это немаловажное
обстоятельство. Но, поскольку оба устройства не работают без КПК, слабым
звеном GPS-приемник явно не станет. В любом случае, отдельный прибор класса
Garmin Etrex более
приспособлен для выполнения таких задач.
Максим Федоров (dane@ixbt.com)
Опубликовано — 30 января 2004 г.