Holux GR-230 и HAiCOM HI-303MMF. Первый приемник особенно интересен, так как имеет пока еще экзотический интерфейс bluetooth в дополнение к уже стандартным USB/RS-232. Второй же является достаточно известным приемником с интерфейсами CompactFlash/USB/RS-232.

Коробки, коробки — Holux GR-230

В комплект поставки Holux GR-230, кроме собственно устройства, входит кабель для USB-порта с mini-USB Type B входом, диск с тестовым ПО для КПК, зарядные устройства для бытовой сети (100-240В) и бортовой автомобильной сети, краткая инструкция пользователя (увы, русского языка нет). Приемник имеет два встроенных Li-Ion (будьте аккуратны с русскими морозами!) аккумулятора, автоматически подзаряжаемых от USB, когда прибор подключается к компьютеру или зарядному устройству. Первый аккумулятор (780 мАч) используется для общего питания приемника, второй только для системных часов и памяти. Руководство пользователя обещает не менее 9 часов работы в постоянном режиме и не менее 16 часов в режиме энергосбережения. На деле, устройство проработало лишь 8 часов в режиме 3D-навигации с передачей данных по bluetooth.

Оригинально исполнение внешнего зарядного устройства: выход представляет собой USB-разъем без шин данных (только питание), и если вы хотите его использовать, все равно придется брать с собой кабель для USB. Время зарядки аккумулятора после полного разряда — менее двух часов. В перерывах между сессиями навигации устройство лучше выключать для экономии заряда аккумулятора. Делается это с помощью единственного переключателя на корпусе устройства. Вообще, следует отметить добротность исполнения: никаких выступающих (читать: легко отламывающихся) частей, разъемы прикрыты резиновыми крышечками. Правда, есть подозрение, что они легко отрываются. На корпусе устройства нет ни единого болтика, соответственно, нет и возможности посмотреть, что же там внутри, или заменить «умерший» аккумулятор.

 

Компания Holux предлагает различные содинительные кабели для подключения приемника к различным устройствам. Например, кабель GR230-A1 предназначен для соединения с RS-232 портом, GR230-A2 — для USB-порта, GR230-A3 — для соединения с КПК типа iPaq серии 38xx. Также предлагается внешняя антенна GR230-B1.

 

Кабель из комплекта поставки, увы, не предназначен для связи с компьютером. Единственное его предназначение — зарядка аккумуляторов приемника.

Снова коробки — HAiCOM HI-303MMF

В коробку с HAiCOM HI-303MMF упакованы удобный чехол для переноски устройства, 80mm CD с драйверами, руководством и программами для тестирования и кабель с разъемами mini-1394 и PS/II. На торце приемника обнаружился соответствующий вход. Через кабели-переходники (в руководстве указано, что они не входят в комплект поставки) устройство можно подключить к USB, COM-порту или к КПК (PDA plug/car charger). Такой богатый набор интерфейсов, несомненно, серьезный плюс устройства. К моему удивлению, вопреки руководству, в коробке нашелся кабель для подключения GPS к порту RS-232, которым я тут же и воспользовался. Подключение в высшей степени оригинально, и осуществляется к двум портам сразу: от PS/2 приемник питается электроэнергией, а COM-порт используется для приемопередачи команд и данных. Неприятный факт: если пользоваться PS/2 разъемом для подключения приемника, подключить клавиатуру/мышь к этому порту не удастся.

 

Кроме перечисленного, в коробке обнаружилась совершенно поразительное устройство. Называемое ненаучным словом «присоска». Для чего, пожалуй, затрудняюсь ответить, но можно предположить, что с ее помощью предполагается крепить приемник к стеклу автомобиля или куда-то еще. Плюс, опять же, инструкция. Снова без русского языка.

 





Как ни странно, внутри приемника также установлен Li-Ion аккумулятор. Единственным его предназначением является удержание альманаха в памяти на то время, когда приемник отключен от источника питания. Руководство пользователя призывает подзарядить аккумулятор сразу же после покупки, подключив устройство к источнику питания не менее чем на 6 часов. При заряженном аккумуляторе будет доступен «теплый» и «горячий старт».

 

Компания HAiCOM также выпускает оригинальный переходник HI-401BT Bluetooth Slipper (получивший народное прозвище «штаны»), с помощью которого можно добавить к HI-303MMF поддержку bluetooth.

 

Использовать переходник очень просто: вставляем приемник в разъем CF на HI-401BT, и получаем полнофункциональный прибор, общающийся через bluetooth (остальные интерфейсы, разумеется, в это время будут отключены). Впрочем, настолько интеллектуальный переходник и «примочки» к нему — тема для отдельной статьи.

Соединяем!

Сложностей с подключением устройств не возникло. Тестовые подключения к компьютеру и КПК HP iPaq 2210 прошли без проблем. Протокол NMEA предполагает использование последовательного интерфейса, в системе приемники видятся как подключенные к COM-портам. Для подключения GR-230 через bluetooth созданием виртуального COM-порта занимается ПО самого bluetooth dongle (при тестировании использовался MSI bluetooth adapter). При подключении по USB, требуется поставить специальный драйвер с прилагающегося диска, после чего в системе возникает еще один COM-порт. Проверить соединение можно с помощью стандартной программы из поставки Windows — HyperTerminal. Достаточно просто подключиться к виртуальному COM-порту и посмотреть, передаются ли в порт текстовые строки вида +GP...

Holux GR-230 при включении начинает быстро-быстро подмигивать синим светодиодом. После «спаривания» с каким-либо устройством светодиод начинает мигать с периодичностью раз в три секунды, показывая, что прибор готов к соединению. После установления связи через bluetooth, синий светодиод начинает мигать раз в секунду. Соединение осуществляется достаточно быстро, если устройства предварительно были в паре (paired). Кстати, интересная особенность GR-230 — нестандартный PIN-код по умолчанию (6268), так что, без инструкции пользователь может очень долго пытаться угадать код. Одновременная работа с двумя интерфейсами, разумеется, не предусмотрена.

Неприятный глюк при работе с этим приемником обнаружился у HP iPaq 2210: реализация стека bluetooth в устройстве мешала повторной установке соединения с Holux GR-230 до выключения и включения приемника. Для решения проблемы инженеры HP рекомендуют обновить версию bluetooth до 1.4.1.58. Действительно, после установки апдейта ошибка пропадает.

 

HAiCOM HI-303MMF имеет единственный красный светодиод на корпусе, который горит во время поиска спутников и мигает в режиме трехмерной навигации (независимо от интерфейса). Одновременно передавать данные на два интерфейса устройство также не умеет.

Для проверки работоспособности приемника можно воспользоваться прилагаемыми программами, GPS Info и GPS Testing Tool. Производители позаботились о пользователях устройства, и приложили на диске версии программ даже для достаточно редких в настоящее время КПК на базе процессоров MIPS и SH3. Palm, увы, был обойден стороной.

 

Судя по техническим характеристикам, «холодный старт» оба устройства производят за 48 секунд, «теплый» — за 38, «горячий старт» занимает всего 8 секунд. Такое единодушие в параметрах наводит на мысль об одинаковых чипсетах устройств.

На деле, вероятно, из-за недостаточной чувствительности встроенных антенн, оба устройства выполняли «холодный старт» за время порядка 4-6 минут на открытом пространстве. В зимнем лесу захват 4-х и более спутников может затянуться на 8-15 минут, а летом, вероятно, вообще придется поискать открытую полянку.

Пятнистые заметки

GPS попал мне в руки достаточно неожиданно, к тому же, зимой. Найти применение сему полезнейшему устройству летом очень просто. Лето, походы, палатки, горы — вот простор для применения! Зимой же даже на велосипед не хочется громоздиться.

Потому, для начала приемник проверялся в зданиях. Без внешней антенны, увы, результат разочаровывающий. Даже если положить приемник на подоконник, чувствительности встроенной антенны недостаточно для захвата сигнала. Еще одна интересная особенность связана непосредственно с самой системой GPS: спутники системы (26 штук, из которых работают 21, 5 — в запасе) не находятся на геостационарных орбитах, вместо этого они дважды в день проходят над наземными станциями слежения, которые с высокой точностью вычисляют местоположение спутника и передают его на спутник для коррекции кода, который передается на землю с этого спутника. К примеру, вот параметры орбиты одного из спутников (USA-150, «GPS 2R-4»): наклон орбиты, град. 54.88, период обращения, минут: 712, высота в перигее: 19885 км, высота в апогее: 20208 км. Это значит, что существуют «белые пятна» в системе, но, к счастью, они будут расположены только на Северном и Южном полюсах. Надеюсь, никто из вас не собирается посетить Антарктику в ближайшее время? Впрочем, о туристических маршрутах по Северной Европе стоит думать осторожнее: во многих местах сигнал спутников недоступен. Ждем Galileo!

В связи с таким положением спутников проявляется и еще одна особенность: если стоять у северного окна, приемник увидит один-два спутника. Если же выдвинуть антенну в южное окно, прибор с лёгкостью захватывает пять-шесть спутников, что более чем достаточно для навигации. Вообще, для точного определения четырёхмерных координат (широта, долгота, высота, время) требуется минимум 4 спутника.

Итак, включаем приемники, кладем за окно, ждем. Через 3-5 минут приемники (практически одновременно) переходят в режим навигации. Такой способ работы называется «холодным стартом». Если теперь отключить приемник, а затем снова его включить в течение нескольких минут, произойдет «теплый старт», или даже «горячий». Видимо, прибор сохраняет альманах во внутренней памяти. Специально для этого в устройство от HAiCOM встроен аккумулятор. Разумеется, если он полностью разряжен, происходит холодный старт.

Мы поедем, мы помчимся

Одной из заслуженно известных электронных карт является ПалмГИСGPS. Эта программа умеет работать с GPS, определять координаты, показывать местоположение на карте, и выполнять массу других полезных функций. Итак, берем GPS и едем по Москве...

 

    

Попутно узнаем, что спидометр машины был откалиброван для 13" колёс, хотя на заводе были установлены 14". «Жигули», легко догадаться, — скорость по спидометру 100 км/ч, GPS дает всего 90. Точность определения координат и качество исполнения карты Москвы просто поражает! Так, МКАД выполнен в виде широкой дороги, причем видно, как стрелка перемещается именно по дороге. Даже видно, как машина перестраивается влево-вправо. Отлично видны и дороги непосредственно в городе. Много хуже дела обстоят с картой подмосковья, если бы не функция коррекция положения, толку от приемника было бы совсем немного. Корректировать положение приходится через каждые 25-30 километров.

Корпус легкового автомобиля совершенно не мешает работе встроенной антенны. Неплохо работает приемник и в салоне рейсовых автобусов. Увы, чувствительности встроенной антенны не хватает для качественного приема в вагонах электричек.

С небес на землю

Не хватает чувствительности и в салоне вертолёта Ми-8, а внешняя антенна будет мешать в таких случаях.

 

...отделение от летательного аппарата, мгновенное чувство страха уступает место сосредоточенной работе. Тут уж не до GPS, о существовании приемника вспоминаю только после приземления. Вытаскиваю КПК, произношу пару тихих незлобных слов, — устройство выключено. Судя по всему, КПК просто отключился из-за длительного простоя. Хорошо, убираю все галочки, которые могут выключить КПК.

...снова лезем вверх. Стоило только войти в вертолет, как координаты перестали определяться. Но есть надежда, что до окончания набора высоты пройдет немного времени, и GPS достаточно будет «теплого старта» (с переходом в режим навигации за считанные секунды). Подготовка, отделение. На КПК запущена программа PocketGPS компании MacCentre), способная выводить огромное количество данных с GPS, — пожалуй, все, что можно пожелать, — компас, координаты, высоту, время, скорость движения, количество видимых спутников, максимальные значения скоростей, пройденное расстояние, скорость набора высоты или снижения и еще много чего интересного, вплоть до растровой карты.

 

    

    

Интерфейс программы прост и удобен: на мультифункциональном дисплее выводятся выбранные индикаторы. Чтобы сменить отображаемый параметр, следует нажать и удерживать стилусом один из индикаторов. В настройках можно задать список точек навигации (waypoints), по приближении к которым КПК проиграет определённый звуковой файл. Легко настроить и регулярное сохранение принимаемых с GPS параметров в log-файл, но тут следует быть аккуратным, так как файл ведётся в текстовом виде и за полчаса его размер может вырасти до неприличных размеров.

Итак, PocketGPS настроен на запись в log-файл скоростей, высот и координат. Готовность... отделение! Работа в свободном падении, опять никаких мыслей о GPS. Раскрытие... так. А где, собственно, аэродром? Вокруг незнакомая местность, какие-то дороги, заснеженные столбы, домики. Что ж, такое бывает довольно часто: ошибка выброски. Приземляюсь, вытаскиваю КПК. PocketGPS бодро рапортует о 6 видимых спутниках и режиме 3D-навигации. Мысленно хвалю себя за вовремя введённые координаты аэродрома, к которому и направляюсь. Кто сказал, что GPS не поможет в экстремальных условиях?

 

Одно обидно: уже потом, просматривая log-файл, я обнаружил, что приемник захватил сигнал лишь непосредственно перед приземлением, и самая интересная статистика (полет под куполом) осталась за бортом.

Назад, к картам

Заряда КПК, увы, хватило меньше чем на 4 часа работы. При этом, сложно сказать, что сильнее расходовало аккумулятор: соединение с Holux GR-230 по bluetooth или обслуживание CompactFlash-приемника от HAiCOM. Рассовать по карманам два отдельных устройства, не требующих проводного соединения, существенно проще, чем найти достаточно большой карман для КПК с приемником GPS в формате CompactFlash. Поэтому, если вы собираетесь использовать приемник с КПК, устройство от Holux выиграет в удобстве ношения. Тогда как в автомобиле, напротив, удобнее использовать CompactFlash-приемник, подключить КПК к бортовой электросети и забыть о проблеме электропитания (по крайней мере на то время, пока работает двигатель).

Возвращаюсь в Москву. Чем ближе к столице, тем точнее PalmGISGPS показывает местоположение на карте. С помощью системы меню можно задать места с затрудненным проездом (пробки, пробки, — куда без них нынче), а затем запросить программу рассчитать оптимальный маршрут движения. При наличии модуля GPS, программа даже способна предупреждать водителя о приближающемся повороте за 2000, 1000, 500, 200, 100 и 50 метров. По началу фраза «направо, пятьдесят» слегка конфузит, — в понимании программы это означает «через 50 метров следует повернуть направо».

Заряжаю КПК, приемники снова на подоконнике, пробую VitoNavigator. Небо все в плотных облаках, качеством прием не блещет. Каким-то чудом Holux GR-230 ловит-таки несколько спутников. Программа показывает компас, растровую карту, отображает координаты, время и точность определения координат, направление на следующую контрольную точку (waypoint), карту неба со спутниками на ней. Чуть погодя, наблюдаю интересную картину: GPS, лежащий на подоконнике, по карте перемещается. Причем с солидной скоростью, до 5 км/ч! За полчаса устройство проделало путь в 2 км. В местах с уверенным приемом от 6 и более спутников такого спецэффекта не наблюдается. Через час работы VitoNavigator тихо умер, GPS перешел в режим ожидания соединения, а КПК пришлось перезагрузить (soft reset). Позднее, я научился с легкостью воспроизводить такое поведение: достаточно включить синхронизацию с ПК через bluetooth и поработать с GPS-приемником. Видать, апдейт стека bluetooth не решает всех проблем с этим интерфейсом.

 

    

    

На вкус и цвет

Хорошо, когда есть выбор. В случае программ для работы с GPS, выбор не только есть, но еще и достаточно широк. Если вы — автомобилист, предпочитающий дороги Европы, то программа TomTom поможет ориентироваться на улицах незнакомых городов. Увы, в России с картами для TomTom довольно сложно.

 

    

PocketGPS Pro Moscow предоставит отличную карту, возможность прокладки автомобильных маршрутов с учётом пробок и разрешённых направлений движения, поворотов, скоростного режима и прочими характеристиками — но, увы, только для Москвы.

 

Существует возможность скачивать информацию о состоянии дорог столицы (www.77.ru, по отзывам пользователей, на деле актуальностью информация не блещет, толку с нее нет совершенно). Разработчик PocketGPS Pro, компания MacCentre, обещает в новых версиях программы ввести набор дополнительных функций, облегчающих прокладку маршрутов и улучшающих их качество. Построена программа на базе LaserMap Advanced Kernel.

Можно воспользоваться и непосредственно программой LaserMap, с очень быстрой векторной картой и всеми сервисами прокладки маршрутов.

Ozi CE Explorer работает только с растровыми картами. Такие карты не позволяют прокладывать маршруты, зато найти (или собственноручно отсканировать с бумажного оригинала) топографическую карту любого требуемого района не составит труда. Осуществить привязку сканированной карты к координатам, выдаваемым GPS-приемником, еще проще.

 

    

Поиграем?

Чем взрослее становятся дети, тем дороже у них игрушки. Серьезные дети «далеко за 30» тоже любят разыскивать клады. Только вот фраза «Где карта, Билли?» теперь неактуальна. Мало того, что координаты клада указываются с точностью до нескольких метров, так еще и зачастую «тайники» имеют характерные приметы. Казалось бы, в чем тогда интерес, если найти тайник так просто? На самом деле, приемник GPS выдает координаты неточно, и для того, чтобы найти тщательно замаскированную коробочку с забавными мелочами, придется сильно попотеть. Особенность российских правил геокэшинга (geocaching) — рекомендация расположения тайников в местах, представляющих природный, исторический или культурный интерес. Например, усадьба Петровское-Алабино (роскошное в прошлом поместье, сейчас давно и надёжно заброшенное), или развалины церкви деревни Архангельское (сама деревня давно покинута, от нее остались лишь кладбище да упомянутые развалины церкви). Азарт кладоискателей будет жить в человеке вечно!

Выводы

Пожалуй, самым удачным предназначением устройств станет использование их в автомобиле, как систему навигации, благо, существует ПО, способное работать в роли штурмана, который не заснет и не ошибется в важный момент. В автомобиле не возникнет трудностей с электропитанием, особенно при использовании HAiCOM HI-303MMF (достаточно подключить КПК через адаптер к бортовой сети).

В целом, оба устройства заслуживают внимания. Мне больше понравился HAiCOM HI-303Cf, при меньшей цене устройство выполняет все те же функции, что и более дорогой собрат. Если же понадобится доступ через bluetooth, всегда можно докупить адаптер. Преимуществом Holux GR-230 является бОльшая защищенность от внешних воздействий, — в пеших походах это немаловажное обстоятельство. Но, поскольку оба устройства не работают без КПК, слабым звеном GPS-приемник явно не станет. В любом случае, отдельный прибор класса Garmin Etrex более приспособлен для выполнения таких задач.


 

Максим Федоров (dane@ixbt.com)
Опубликовано — 30 января 2004 г.
 
   
   
Используются технологии uCoz