начало

После подгонки дикторского текста к изображению и последней редакции всех звучащих в фильме голосов у вас должен получиться окончательный вариант монтажа изображения; так называемый <немой вариант> если фильм целиком сопровождается дикторским текстом. В другом случае, если картина или передача делается с включением интервью, разговоров героев или закадровых их голосов, то окончательный вариант монтажа изображения в кино называется <вариант на двух пленках>. Изображение - это одна пленка, а все словесные пленки, сведенные (переписанные) на другую магнитную ленту - вторая пленка.

При работе на видеотехнике также можно получить окончательный монтаж
изображения и свести на одну дорожку интервью и закадровые разговоры.

Печему так работать удобней? При создании немого варианта мы получаем
возможность увидеть фильм как целостное произведение в его основных
содержательных компонентах: изображении и тексте. А следовательно, впервые представить себе, что же может получиться в конечном итоге

а просмотр немого варианта с чтением дикторского текста из зала с бумаги
или фильма на двух пленках как раз и нужно приглашать своих друзей Это
последняя возможность оценить достоинства и недостатки картины, поскольку еще можно сравнительно безболезненно, с малыми затратами времени и средств, внести изменения

Именно в этот момент продюсера особенно интересуют "итоги", ему хочется увидеть, в какой фильм он вложил деньги Из чисто психологических
соображений весьма целесообразно показать ему свою работу на этом этапе.
(Конечно, он выскажет какие-то пожелания: убрать два-три кадра или
переписать две фразы. И это нужно сделать. Поверьте, фильм от такой
мизерной правки не пострадает, но зато вы точно превратите своего продюсера
из заказчика в соучастника, в соавтора. Ему будет казаться, что и он руку
приложил. А потому вы наверняка сумеете избежать неожиданного разгрома при
сдаче законченной работы. Прием старый, но верный!)

Когда готов немой вариант, можно приступать к следующему этапу: к
озвучанию. Теперь вам предстоит включить в работу еще нескольких человек:
звукорежиссера, шумовика, компилятора или композитора. Первый шаг озвучания
- запись голоса диктора и его окончательная "укладка" на изображение. После
этой операции в монтаж изображения уже не вносятся изменения.

Чтобы работа была предельно продуктивной, режиссеру необходимо твердо
решить, где и какая должна звучать музыка, какие куски и эпизоды должны
сопровождаться шумами и какими. Обычно он садится перед экраном и,
просматривая работу с текстом, отмечает для себя и для своих будущих
помощников, с какого и до какого кадра или слова, с какой и до какой
секунды таймкода должна звучать музыка, указывая ее характер. По сути дела.
режиссер в этот момент составляет предварительную партитуру звукового
решения своего фильма.

При первой же встрече с композитором, компилятором или шумовиком вам
следует показать им работу, отметить точки начал и концов звучания, назвать
длительности звучания и характер. апример, вы просите композитора написать
для первого куска музыку в стиле лирического танго длительностью 28 сек,
для второго куска повторить эту музыку, но длительность увеличить до 2 мин
45 сек., а в третьем куске использовать народные мелодии частушек и сделать
музыку на 1 мин. 34 сек. Аналогично оговариваются характер и размер шумов с
шумовиками и заукорежиссером, который будет следить за подготовкой
звукового оформления и осуществлять запись музыки. Четкость и точность
поставленных задач подкупает ваших партнеров и соавторов, и они хотят
быстрее приступить к делу.

А теперь вернемся к работе М. Рабигера и постараемся вникнуть в его весьма
и весьма полезные советы и рекомендации.

Использование музыки

Используйте музыку разборчиво, потому что ей можно злоупотребить для
усиления драматического эффекта. Слишком часто создатели фильмов прибегают
к музыке как к надежному средству эмоционального воздействия, которое
должно вытекать из содержания, но реально не вытекает. Музыка должна не
заменять собой что-то, а служить дополнением к действию и давать доступ к
невидимой внутренней жизни персонажей, к их внутреннему состоянию.

Хорошая музыка может вызвать у зрителя эмоциональное состояние, нужное для
восприятия происходящего на экране. Хорошим примером служит то, как Эррол
Моррис использовал музыку минималиста Филипа Гласса в своем великолепном
фильме "Тонкая голубая линия" (1989). В этом фильме (который Моррис
называет "черным" документальным кино) уныло-прекрасная изобилующая
повторениями музыка Гласса подчеркивает кошмарность безвыходного положения
человека, ожидающего казни за преступление, которого он не совершал.

Фильм сам подсказывает, нужна ли музыка и если да, то где именно. Она часто
бывает уместна во время показа поездок и других кадров монтажного перехода
- например, когда персонаж едет к новому местожительству. Любые переходные
куски могут выиграть от музыки, особенно если она создает более приподнятое
настроение, чем то, которое преобладает в фильме. Музыка может подчеркивать
изменение настроения, например, когда стремившийся попасть в команду
футболист узнает, что его приняли, или когда человек, только что ставший
бездомным, в первую ночь укладывается спать в подъезде. Музыка начинает
шире использоваться по мере того, как документальные фильмы снова
становятся более субъективными и лиричными

Другая роль музыки - предвещать событие и создавать атмосферу напряженного
ожидания; это излюбленное ее применение в низкопробных кинофильмах, оно
редко бывает оправданно в документальном кино, в котором редко позволителен
такой навязчивый закадровый "голос". Музыка может дать эффект перехода от
реализма к более абстрактному взгляду, как у Годфри Реджио в его длинной и
высокопарной притче о насилии человека над природой "Коянискастци" (1983).
Она может привнести ироническую оценку или навеять мысль о другом мире, как
это делает музыка Ганса Эйслера в посвященной холокосту незабываемой
документальной ленте Рене "очь и туман" (1955). Изображение поезда с
депортируемыми или кадры отнятых предметов человеческого труда не
сопровождается трагической или выражающей мучительные чувства музыкой,
вместо этого, часто диссонансом, звучит музыка Эйслера - изящный гротескный
танец или напряженная, не находящая разрешения перекличка между деревянными
духовыми,

В лучшем случае музыка не просто иллюстрирует, а как бы озвучивает точку
зрения какого-то персонажа или рассказчика. Она может сыграть роль ремарки
"в сторону", выражающей мнение рассказчика или альтернативную идею, дать
понять то, чего нельзя увидеть, или пояснять то, что видно.

Имейте в виду, что в музыку, как в долги; легче влезть чем из нее вылезти.
Происходит наркотическое привыкание к музыке, и когда она вдруг кончается,
ее начинает очень не хватать. Поэтому настоящая проблема - как
безболезненно завершить звучание какого-то музыкального фрагмента.
Универсальное средство - замещать его чем-то. Это могут быть или
доминирующие звуки (например, богатая палитра звуков вокзала, заслуживающая
самостоятельного воспроизведения), или диалог в новой сцене, или волнующий
момент действия, переключающий внимание зрителя на что-то другое.

Используя музыку, не специально предназначенную для данного фильма, можно
сделать, чтобы звук плавно стихал в конце сцены, иди же, еще лучше, чтобы
музыка прозвучала до своего естественного конца. В этом втором варианте
надо начинать наложение музыки от конца сцены, протянуть ее к началу, а при
записи плавно ввести ее в начале сцены или подогнать длину сцены под
продолжительность музыки, которая в этом случае прозвучит полностью. Если
музыка слишком длинная, можно удалить какую-то повторяющуюся музыкальную
фразу. Композиторы любят выжимать максимум из хорошей музыкальной идеи, так
что большинство вещей изобилуют повторяющимися частями.

Если вы ищете что-нибудь подходящее, например, среди продающихся записей
классической музыки, заручитесь содействием знающего меломана. Вы не
сможете понять, подходит ли данное произведение, пока не послушаете его
параллельно с просмотром соответствующей сцены. Эту проблему часто можно
разрешить с помощью черновой компоновки музыкального сопровождения на
кассетном магнитофоне.

Могут возникнуть сложности с авторскими правами на музыку, то есть может
потребоваться внести лицензионную плату и получить разрешение на
использование музыки композитора, исполнителей, издателей и
звукозаписывающей компании. Студенты часто могут за очень скромную плату
получить письменное разрешение, но только на использование на фестивалях и
в конкурсах. Если затем вы продаете свой фильм или право на его показ, вам
может быть предъявлен иск. Альтернатива использовать музыку, специально
сделанную для фильма, хотя многие дешевые фильмы оказались
малопривлекательными из-за бряцания какого-нибудь приятеля на плохом
пианино. Лучше не использовать никакой музыки, чем использовать плохую,
хорошо инструментованная музыка может иметь самостоятельную ценность и
произвести огромное впечатление.

Монтаж: последний этап

После того. как вы основательно поработаете над монтажом, у вас появится
чувство, что весь материал фильма вы уже знаете наизусть. Монтажер теряет
объективность и способность принимать решения. Все мыслимые варианты
монтирования представляются ему абсолютно одинаковыми, и все они кажутся
чересчур длинными. Чаще всего это ощущение бывает у режиссеров-монтажеров,
которые сами - задумывали фильм и сами возились с отснятой пленкой.

В таком случае необходимо составить общую схему фильма и попытаться со
стороны посмотреть на то, в чем же состоит его идея, а затем показать
рабочую версию фильма коллегам.

Диагноз и составление общей схемы

Для того чтобы лучше что-то понять, очень полезно бывает попытаться придать
интересующему нас объекту другую форму. Социологи, например, знают, что
смысл, заложенный в цифрах, становится очевидным при их графической
передаче в виде схемы или диаграммы.

Мы же имеем дело с чарующей реальностью кино, когда происходящее на экране
увлекает до такой степени, что нам бывает трудно оценить фильм в целом.
Общая схема фильма как раз и дает возможность взглянуть на свою работу со
стороны.

Приведенная ниже монтажная диагностическая форма позволяет оценить сильные
и слабые стороны фильма. Для использования этой формы необходимо:

 Просмотреть фильм, делая паузы после каждого эпизода

 В пустые клеточки формы вписать краткое определение содержания каждого
эпизода. Эпизод может отражать:

 фактическую информацию,

 характеристику или появление нового персонажа,

 новую ситуацию или новую сюжетную линию,

 аллюзию, которая получит позднее дальнейшее развитие,

 особое настроение или чувство.

Вам следует:

 Рядом с каждой клеткой записать значение, которое данный эпизод имеет для
фильма в целом.

 Добавить расчет времени (только при необходимости: это полезно в тех
случаях, когда вам нужно что-то сокращать).

 Дать оценку выразительности каждого эпизода так, чтобы лучшие из них
получили бы пять звездочек (хотя эта процедура и необязательна, она может
оказаться полезной, если вам придется отказываться от какого-то материала).

То, что описывает американский режиссер, по нашим понятиям как раз является
работой над немым вариантом фильма - т.е.  до записи диктора, музыки и
шумов.


    Bye Igor

 
Используются технологии uCoz